Об индустрии
В 90-х годах анимация загибалась, потому что вообще не было никакого финансирования. Многие пытались как-то подзаработать на зарубежных заказах. В результате, например, студия «Пилот» разъехалась в Венгрию и Америку, «Союзмультфильм» разошелся на маленькие студии. И только в начале 2000-х годов Министерство культуры стало финансировать авторскую анимацию, а другой тогда и не было. Сейчас авторская анимация осталась в том же объеме, но еще стали появляться коммерческие сериалы и полнометражные мультфильмы — их тоже финансирует государство. То есть вся коммерческая анимация, какой бы успешной она ни была, делается все равно на государственные деньги.
В прошлом году была создана Ассоциация анимационного кино, в основном для того, чтобы как-то регулировать финансовые поступления. У кого-то ведь лучше отношения с чиновниками, у кого-то хуже, кроме того, есть еще свои негласные законы — и никогда не понятно, кто получит финансирование, а кто нет. Несмотря на то что создавались специальные экспертные жюри, они могли только что-то посоветовать. Итоговое решение все равно всегда принимали и принимают чиновники.
Иван Максимов
Режиссер, художник, сценарист, оператор. Учился в МФТИ и на Высших курсах сценаристов и режиссеров (дипломная работа — мультфильм «5/4» — получил несколько фестивальных призов). Работал фотографом в Институте биофизики АМН, лаборантом памирской экспедиции ФИАН, инженером в Институте космических исследований. Преподает в школе-студии «ШАР». Наиболее известные работы — «Медленное бистро», «Ветер вдоль берега», «Дождь сверху вниз». Некоторые мультфильмы можно увидеть на официальном сайте www.ivanmaximov.ru.
О коммерческой анимации
У меня бы не было никаких предубеждений против коммерческой анимации, сериалов для детей, если бы ее создатели постоянно не переходили грань безвкусицы. Причем делают они это просто на всякий случай, чтобы точно не ошибиться. У них такое мнение, что если они выведут на экран стопроцентные цвета — ярко-красный, ярко-зеленый, — то это точно понравится детям. Они не озабочиваются проблемами восприятия цвета, представлениями о красоте, просто на всякий случай все делают поярче. Хотя, во-первых, ярко не значит стопроцентно чистый цвет, черное на белом смотрится все равно ярче, чем желтое на зеленом. А во-вторых, самые лучшие и популярные мультфильмы, и диснеевские и, например, Миядзаки, используют приглушенные цвета, чтобы создать объем, какое-то пространство. Сейчас за окном все черно-белое, и люди все равно выходят и говорят: «Какая красота», и ребенок точно так же понимает, что за окном красиво, и не будет говорить: «А давайте мне поярче».
Я не потерплю, чтобы мои ученики делали что-нибудь про современность: политику, гаджеты, компьютеры, вот это все. Я терпеть не могу прогресс, и мне уж точно не хочется видеть его в кино.
О талантах
У нас сейчас дефицит художников, поэтому на курсы анимации могут поступить люди, которые почти не умеют рисовать, и их все равно берут. Любого человека, который хоть как-то готов заниматься мультипликацией, принимают с распростертыми объятиями. Художники не верят, что в этой профессии можно хорошо заработать, и идут, например, в иллюстрацию или дизайн, и талантов сейчас катастрофически не хватает.
О российской анимации
Наша анимация более добрая, трогательная, в ней больше любви. Это из-за некоторой косности и консервативности учителей, наверное. Я, например, законченный консерватор. Западная культура сейчас замешена на постмодернизме и всяких других извращениях, там не любят, чтобы все было ровно-гладко и про любовь. Какие-то девочки, конечно, позволяют себе делать мультфильмы про любовь, и даже мальчики иногда, но чувствуется, что их сверстники поглядывают на них презрительно. Я смотрю вот этот треш, которые они показывают на фестивалях, и понимаю, что себе бы такой мультфильм я точно переписывать не стал. Поэтому в среднем мне русская анимация нравится гораздо больше, чем зарубежная. Мы все время отстаем и поэтому сохраняем традиции, сами того, может быть, не желая.
О прогрессе
Я преподаю в школе-студии «ШАР» и подбираю себе учеников, которые бы хотели заниматься именно у меня. Мне хочется, чтобы в итоге сформировалась своя школа, особая по монтажу, жанру, по тематике. Я, например, не потерплю, чтобы мои ученики делали что-нибудь про современность: политику, гаджеты, компьютеры, вот это все. Мультфильмы у меня не должны быть на злобу дня, а в кадре не должно быть видно технического прогресса и конкретных примет времени. Там может появиться, например, светящаяся реклама, но она определяет только эпоху (может быть, все еще до войны происходит). Я терпеть не могу прогресс, и мне уж точно не хочется видеть его в кино. Кино — великая иллюзия, и хочется, чтобы она была приятной.