Александр Боярский
сценарист, режиссер, продюсер, создатель анимационной студии «Мельница»
Об индустрии
Я бы не сказал, что у нас производится много мультфильмов. Беда в том, что отсутствует индустрия анимационного кино как таковая. На огромную страну — три-четыре крупные студии. Это просто ничего, капля в море. А большинство мультфильмов, которые показывают на фестивалях, сделаны, как правило, талантливыми одиночками либо очень скромными малыми силами. У них есть жизнь, но только фестивальная. Широкий зритель этих фильмов не увидит: телевидению короткий метр неинтересен, прокату — тем более.
Фактическое отсутствие развитой индустрии означает, что, к сожалению, отсутствует и конкуренция. Есть личные отношения, которые, в общем, ни на что не влияют. Мы друг другу не мешаем, не подстегиваем, не заставляем искать каких-то новых решений. Это плохо.
О сценариях
Одна из главных проблем — отсутствие хороших сценариев. Сценаристов очень мало, по пальцам перечесть. В Голливуде, например, гильдия сценаристов насчитывает около 12 тыс. человек.
В российской анимации все хорошо конечно же!
Сценарий вообще писать сложно, здесь нет разницы — для чего он пишется. Сценарист анимационного фильма конечно же должен знать и учитывать особенности мультипликации. И любить мультфильмы.
Мы готовы рассматривать гениальные идеи новых мультфильмов, на сайте «Мельницы» много таких сообщений, и если идея действительно гениальна, шанс у нее есть. Вчера, кстати, прислали очень симпатичный и профессиональный синопсис.
А вообще замечательное правило успеха сформулировал Альфред Хичкок. Для успешного фильма, сказал он, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
О некоммерческом кино и коротком метре
Короткометражные мультфильмы действительно не очень востребованы в кино и на телевидении с точки зрения коммерческого интереса.
Вот почему важна индустрия. Она в том числе позволила бы выпускать и некоммерческие фильмы. Мы, к примеру, это делаем. Не в тех объемах, в которых хотелось бы, но все-таки. Сейчас в производстве у нас находится короткометражный фильм К. Бронзита «Космос». Надеемся, что он станет культурным событием.
Мнение зрителя может быть далеко от его реального впечатления, и он сам может не знать об этом
Мы работаем только над тем, что нам нравится, к чему мы относимся с любовью и уважением. Иногда не без иронии, но с любовью и уважением.
О силе и слабости российской анимации
На мировом рынке сила российской анимации — в культурных традициях. Думаю, у каждого из нас найдется, что рассказать другим, и это будет интересно. У каждого, не преувеличиваю. Вся штука в том, чтобы, во-первых, определить это «интересное», а во-вторых, научиться талантливо рассказывать.
А так, в российской анимации все хорошо конечно же!
Алексей Лебедев
сценарист и продюсер мультсериала «Атомный лес», в прошлом сценарист сериала «Смешарики»
О первопроходцах
Первопроходцем быть легко. Не с кем сравнивать. И каждый проект по-своему уникален. И про каждый можно сказать, что до него никто за нечто подобное не брался. Вопрос уникальности не стоит. Стоит вопрос востребованности. Часто много сил и времени тратится на то, что остается невостребованным. И в наше время уже не утешишь себя, что потомки-то поймут и оценят. Не нашло отклика сейчас — и все сделанное за считаные годы будет похоронено на свалке информации новыми йоттабайтами.
«Атомный лес» — российский мультсериал для взрослых производства телеканала «2х2». Описание с официального сайта: «В далеком будущем в автоматах на улицах продаются термоядерный синтез и нанотанки. Космический прогресс и нанотаблетки окончательно доконали человечество, а в атомном заповеднике — огороженной после ядерной аварии зоне «А» — выросло несколько поколений животных. Мутировав под воздействием радиации, животные обрели разум и социализировались».
О рецептах успеха
Не знаю. Не угадываю. Не понимаю, как можно тут угадывать. Для меня важно не столько мнение зрителя, сколько его впечатление. Мнение зрителя может быть далеко от его реального впечатления, и он сам может не знать об этом. За рейтингами не слежу.
О «Смешариках» и «Атомном лесе»
Я бы вообще не сравнивал два этих мира. Даже идеологически. И в «Смешариках», и в «Атомном лесе» я пытался и пытаюсь выкладываться честно и по полной программе. Но я меняюсь. Каждый день. И надеюсь, что в сторону лучшего понимания жизни.
В работе над «Атомным лесом» у меня как автора есть преимущество — мою работу гарантированно увидят зрители. Не нужно бегать и продаваться. Это очень удобно, можно сосредоточиться на творческих и производственных задачах. Я сценарист, режиссер и продюсер сериала. Я могу влиять на все. Чем, собственно, и занимаюсь.
Об индустрии
Поле «дикое», потому что до сих пор эта индустрия живет в основном на деньги государства, и при этом государство от адресатов этих денег отчетности и ответственности особо не требует, потому что не знает как.