Дина Годер, журналист, критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов
Об индустрии
Собственно, индустрии нет. А все остальное есть, хотя и в диковатом виде. Но боюсь, что в двух словах не объяснишь.
Когда говорят о трудностях выживания, имеют в виду профессиональную анимацию, у которой есть всего два пути: либо она авторская (у нас традиционно ее большая часть), либо коммерческая. Повсюду в мире на авторскую деньги дает либо государство в виде грантов, либо частные фонды. У нас таких фондов нет, а государство финансирует анимацию мало и с большими перебоями. Коммерческая по идее должна сама выживать, но у нас она только-только раскручивается, так что тоже ждет денег от государства.
О мультфильмах
Насчет огромного количества производимых мультфильмов можно поспорить. Не такое уж оно огромное по сравнению с развитыми анимационными индустриями. Но, разумеется, фильмов у нас, как и во всем мире, становится все больше: технологии развиваются, теперь мультфильм может снять любой, да и частных студий становится все больше.
Если у вас есть не только идея, но и сценарий, думаю, что с ним можно прийти на любую студию, производящую мультфильмы. Если только идея — тоже можно попробовать, хотя звучит это несколько безумно или наивно. Гениальность будущего мультфильма все же зависит от того, как он будет снят, в бездарных руках никакая идея ценности не имеет.
У каждого мультфильма своя дорога. Одни идут по фестивалям, другие выкладываются в интернет. Коммерческие пытаются найти прокат — в кино (полные метры) и на ТВ (сериалы) или выходят в продажу на дисках. А часть сразу идет в корзину, поскольку неконкурентоспособна и изначально сделана лишь ради освоения бюджетных денег.
Другого способа делать интересное кино, кроме как снимать то, что интересно тебе самому, не знаю
По-хорошему, фестивали — это альтернативная система проката немассового кино. Просто их должно быть много.
О зрителях
Рецепты успеха как философский камень: многие считают, что рецепт у них в кармане, но золото пока рекой не течет. Я в единые рецепты не верю и в гадалок тоже. Другого способа делать интересное кино, кроме как снимать то, что интересно тебе самому, не знаю.
Снимай то, что было бы интересно тебе самому в детском возрасте или будет интересно твоим детям, то, что хочется им показать. Усредненного ребенка не бывает, не бывает фильма, который интересен всем детям: одного пугает одно, другого — другое, и слава Богу. А на фестивалях больше тех, на кого рассчитаны программы. У нас на фестивале взрослых программ больше, значит, и взрослых зрителей тоже.
Мария Терещенко, журналист, отборщик Большого фестиваля мультфильмов
Об индустрии
В последнее время в российской анимации заметен подъем, но все же сохраняется ощущение какой-то зыбкости и неопределенности. Это вообще, наверное, характерно для России: даже если все хорошо, никто не знает, надолго ли. В 2004 году, когда появилась «Гора самоцветов» и потом дебютировали несколько молодых талантливых авторов, все были воодушевлены, говорили о ренессансе, но это ощущение сохранялось всего два-три года, и вскоре на смену пришел новый кризис. Так и сейчас: можно говорить об очередном хорошем витке. Запускается много новых сериалов, и есть хорошие, полнометражные фильмы, которые уже худо-бедно начинают вписываться в какие-то международные стандарты.
Если мы будем развиваться такими темпами, как сейчас, то довольно скоро сможем обеспечивать свой рынок отечественными мультфильмами и даже обретем какую-то репутацию за границей. Однако в нашей стране никогда нельзя всерьез рассчитывать на стабильное развитие.
Об анимации коммерческой и фестивальной
Противостояние между коммерческой и фестивальной анимацией присутствует, но в очень сглаженном виде. Начать с того, что существует ротация авторов: многие переходят из фестивальной анимации в коммерческую и наоборот. К тому же некоторые студии занимаются обоими видами мультипликации, а другие делают артистичные проекты для широкой аудитории, стараясь популяризовать какие-то тонкие и нестандартные формы. Даже большие коммерческие студии иногда обращаются к авторской анимации, производят фестивальные короткометражки. Профессиональное сообщество небольшое, поэтому четкого разделения нет и быть не может. В любом случае все общаются между собой, дружат и каким-то образом взаимодействуют. К тому же год назад появилась Ассоциация анимационного кино, которая тоже способствует сближению и консолидации усилий в общем деле развития анимационного направления.
О пути к зрителю
Лет восемь назад, даже если на создание мультфильма находились деньги, довести его до зрителя было почти невозможно. Телеканалы в целом не были заинтересованы в качественном детском контенте из-за запрета на рекламу в детских передачах, поэтому мультики предпочитали брать без хлопот и затрат в больших международных пакетах — какие-нибудь давно отыгравшие сезоны третьесортных крупногабаритных сериалов.
В цивилизованных странах анимационные сериалы на видеоконтенте зарабатывают: продают диски, платные скачивания и так далее. Но у нас из-за пиратства рынок устроен иначе
Сейчас ситуация меняется. Есть очень высокий интерес зрителей именно к нашей анимации, и постепенно для каналов вопросом престижа становится показ наших мультиков. Для сериалов с короткими эпизодами самый стандартный сейчас вариант ТВ-премьеры — в передаче «Спокойной ночи, малыши». Если эпизоды подлиннее, то есть как минимум детские каналы, «Карусель» например, которые с радостью возьмут хорошие проекты.
Второй вариант для анимационного сериала — интернет. Если посмотреть на тех же «Смешариков», «Фиксиков», «Машу и Медведя», у всех есть официальные каналы на YouTube и они набирают миллионы просмотров. С точки зрения международных практик это может выглядеть странно, поскольку в цивилизованных странах анимационные сериалы на видеоконтенте зарабатывают: продают диски, платные скачивания и так далее. Но у нас из-за пиратства рынок устроен иначе. Студии зарабатывают в первую очередь за счет лицензирования: производители игр, детских товаров, молочных продуктов покупают понравившиеся изображения и ставят их на свои изделия. Если говорить именно о бизнес-схемах, то при таком раскладе сам сериал становится чем-то вроде рекламы, раскручивающей бренд. Это, конечно, не самый выгодный в мире вариант. Но пока есть высокая заинтересованность зрителя в отечественных персонажах, эта схема работает, и студиям удается окупить производство и даже получить прибыли.
Своеобразие российской анимационной школы, к сожалению, слишком часто скрыто за недостатком технических умений
В случае с короткометражными мультфильмами говорить о какой-то коммерции вообще не приходится. Такой анимационный продукт может найти своего зрителя благодаря фестивалям, которых с каждым годом становится все больше. Иногда выпускаются небольшие тиражи DVD-дисков, что-то выкладывают в интернет. Но все это довольно узкая история для интересующихся. На телевидение короткометражки попадают очень редко, их может транслировать телеканал «Культура», и «2х2» порой устраивает какие-то специальные акции.
О российской анимационной школе
Своеобразие российской анимационной школы, к сожалению, слишком часто скрыто за недостатком технических умений, общей «недоученностью». У нашей анимации есть определенные традиции и желание им следовать, но в стране пока слишком мало специализированных учебных заведений, и во многих плоховато учат.
Для российской анимации очень важны повествовательность, внятный сюжет. Хотя в других странах это не является обязательным условием для хорошего мультфильма, зарубежные школы часто делают акцент на визуальную составляющую, или на гэги, а сюжет, кстати, может и вовсе отсутствовать: на международных фестивалях много ненарративной анимации.
Кроме того, у нас мультфильмы все-таки остаются сферой, связанной с детством: они либо для детей, либо про детей. Между тем развитые анимационные державы давно уже отошли от этого стереотипа: в Америке, Японии очень много даже коммерческой анимационной продукции для взрослых, уж не говоря о международной фестивальной анимации, которая сейчас на 90% взрослая. Доходит до того, что собрать зарубежную программу мультфильмов для детей в разы сложнее, чем набрать хорошего анимационного артхауса для зрителей старше 16. Поскольку зарубежные художники, которые обращаются именно к этому виду искусства, чаще ищут в нем возможности реализовать какую-то сложную визуальность, рассказать о разного рода девиациях, передать иллюзорность и абсурдность жизни.
Есть еще одна тенденция, особенно заметная в коммерческой анимации: у нас считается, что мультфильм должен быть милым. Даже само это слово постоянно звучит: персонажи должны быть милыми, пейзаж должен быть милым. А для американских мультипликаторов, например, это давно уже пройденный этап. Если посмотреть их сериалы для детей, то персонажи там часто парадоксальны, уродливы, но в этом есть своя прелесть и свой смысл. Это наше желание делать все «мило», «приятно», «очаровательно» связано, очевидно, с запросом зрителя, который слишком много, наверное, видит немилого в своей повседневной жизни и хочет получить на экране нечто альтернативное, приукрашенное. В то же время западное общество, напротив, очевидно, устало уже от гламуризации действительности и стремится вернуть себе увлекательное разнообразие форм.