20536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22826
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12100
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

«Фестивали — это альтернативная система проката немассового кино»

Все материалы сюжета Откуда берутся мультики

Критики об анимации отечественной и зарубежной, «массовой» и «фестивальной»

Антон Марраст

Дина Годер, журналист, критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов

Об индустрии

Собственно, индустрии нет. А все остальное есть, хотя и в диковатом виде. Но боюсь, что в двух словах не объяснишь.

Когда говорят о трудностях выживания, имеют в виду профессиональную анимацию, у которой есть всего два пути: либо она авторская (у нас традиционно ее большая часть), либо коммерческая. Повсюду в мире на авторскую деньги дает либо государство в виде грантов, либо частные фонды. У нас таких фондов нет, а государство финансирует анимацию мало и с большими перебоями. Коммерческая по идее должна сама выживать, но у нас она только-только раскручивается, так что тоже ждет денег от государства.

О мультфильмах

Насчет огромного количества производимых мультфильмов можно поспорить. Не такое уж оно огромное по сравнению с развитыми анимационными индустриями. Но, разумеется, фильмов у нас, как и во всем мире, становится все больше: технологии развиваются, теперь мультфильм может снять любой, да и частных студий становится все больше.

Если у вас есть не только идея, но и сценарий, думаю, что с ним можно прийти на любую студию, производящую мультфильмы. Если только идея — тоже можно попробовать, хотя звучит это несколько безумно или наивно. Гениальность будущего мультфильма все же зависит от того, как он будет снят, в бездарных руках никакая идея ценности не имеет.

У каждого мультфильма своя дорога. Одни идут по фестивалям, другие выкладываются в интернет. Коммерческие пытаются найти прокат — в кино (полные метры) и на ТВ (сериалы) или выходят в продажу на дисках. А часть сразу идет в корзину, поскольку неконкурентоспособна и изначально сделана лишь ради освоения бюджетных денег.

Другого способа делать интересное кино, кроме как снимать то, что интересно тебе самому, не знаю

По-хорошему, фестивали — это альтернативная система проката немассового кино. Просто их должно быть много.

О зрителях

Рецепты успеха как философский камень: многие считают, что рецепт у них в кармане, но золото пока рекой не течет. Я в единые рецепты не верю и в гадалок тоже. Другого способа делать интересное кино, кроме как снимать то, что интересно тебе самому, не знаю.

Снимай то, что было бы интересно тебе самому в детском возрасте или будет интересно твоим детям, то, что хочется им показать. Усредненного ребенка не бывает, не бывает фильма, который интересен всем детям: одного пугает одно, другого — другое, и слава Богу. А на фестивалях больше тех, на кого рассчитаны программы. У нас на фестивале взрослых программ больше, значит, и взрослых зрителей тоже.

Мария Терещенко, журналист, отборщик Большого фестиваля мультфильмов

Об индустрии

В последнее время в российской анимации заметен подъем, но все же сохраняется ощущение какой-то зыбкости и неопределенности. Это вообще, наверное, характерно для России: даже если все хорошо, никто не знает, надолго ли. В 2004 году, когда появилась «Гора самоцветов» и потом дебютировали несколько молодых талантливых авторов, все были воодушевлены, говорили о ренессансе, но это ощущение сохранялось всего два-три года, и вскоре на смену пришел новый кризис. Так и сейчас: можно говорить об очередном хорошем витке. Запускается много новых сериалов, и есть хорошие, полнометражные фильмы, которые уже худо-бедно начинают вписываться в какие-то международные стандарты.

Если мы будем развиваться такими темпами, как сейчас, то довольно скоро сможем обеспечивать свой рынок отечественными мультфильмами и даже обретем какую-то репутацию за границей. Однако в нашей стране никогда нельзя всерьез рассчитывать на стабильное развитие.

Об анимации коммерческой и фестивальной

Противостояние между коммерческой и фестивальной анимацией присутствует, но в очень сглаженном виде. Начать с того, что существует ротация авторов: многие переходят из фестивальной анимации в коммерческую и наоборот. К тому же некоторые студии занимаются обоими видами мультипликации, а другие делают артистичные проекты для широкой аудитории, стараясь популяризовать какие-то тонкие и нестандартные формы. Даже большие коммерческие студии иногда обращаются к авторской анимации, производят фестивальные короткометражки. Профессиональное сообщество небольшое, поэтому четкого разделения нет и быть не может. В любом случае все общаются между собой, дружат и каким-то образом взаимодействуют. К тому же год назад появилась Ассоциация анимационного кино, которая тоже способствует сближению и консолидации усилий в общем деле развития анимационного направления.

О пути к зрителю

Лет восемь назад, даже если на создание мультфильма находились деньги, довести его до зрителя было почти невозможно. Телеканалы в целом не были заинтересованы в качественном детском контенте из-за запрета на рекламу в детских передачах, поэтому мультики предпочитали брать без хлопот и затрат в больших международных пакетах — какие-нибудь давно отыгравшие сезоны третьесортных крупногабаритных сериалов.

В цивилизованных странах анимационные сериалы на видеоконтенте зарабатывают: продают диски, платные скачивания и так далее. Но у нас из-за пиратства рынок устроен иначе

Сейчас ситуация меняется. Есть очень высокий интерес зрителей именно к нашей анимации, и постепенно для каналов вопросом престижа становится показ наших мультиков. Для сериалов с короткими эпизодами самый стандартный сейчас вариант ТВ-премьеры — в передаче «Спокойной ночи, малыши». Если эпизоды подлиннее, то есть как минимум детские каналы, «Карусель» например, которые с радостью возьмут хорошие проекты.

Второй вариант для анимационного сериала — интернет. Если посмотреть на тех же «Смешариков», «Фиксиков», «Машу и Медведя», у всех есть официальные каналы на YouTube и они набирают миллионы просмотров. С точки зрения международных практик это может выглядеть странно, поскольку в цивилизованных странах анимационные сериалы на видеоконтенте зарабатывают: продают диски, платные скачивания и так далее. Но у нас из-за пиратства рынок устроен иначе. Студии зарабатывают в первую очередь за счет лицензирования: производители игр, детских товаров, молочных продуктов покупают понравившиеся изображения и ставят их на свои изделия. Если говорить именно о бизнес-схемах, то при таком раскладе сам сериал становится чем-то вроде рекламы, раскручивающей бренд. Это, конечно, не самый выгодный в мире вариант. Но пока есть высокая заинтересованность зрителя в отечественных персонажах, эта схема работает, и студиям удается окупить производство и даже получить прибыли.

Своеобразие российской анимационной школы, к сожалению, слишком часто скрыто за недостатком технических умений

В случае с короткометражными мультфильмами говорить о какой-то коммерции вообще не приходится. Такой анимационный продукт может найти своего зрителя благодаря фестивалям, которых с каждым годом становится все больше. Иногда выпускаются небольшие тиражи DVD-дисков, что-то выкладывают в интернет. Но все это довольно узкая история для интересующихся. На телевидение короткометражки попадают очень редко, их может транслировать телеканал «Культура», и «2х2» порой устраивает какие-то специальные акции.

О российской анимационной школе

Своеобразие российской анимационной школы, к сожалению, слишком часто скрыто за недостатком технических умений, общей «недоученностью». У нашей анимации есть определенные традиции и желание им следовать, но в стране пока слишком мало специализированных учебных заведений, и во многих плоховато учат.

Для российской анимации очень важны повествовательность, внятный сюжет. Хотя в других странах это не является обязательным условием для хорошего мультфильма, зарубежные школы часто делают акцент на визуальную составляющую, или на гэги, а сюжет, кстати, может и вовсе отсутствовать: на международных фестивалях много ненарративной анимации.

Кроме того, у нас мультфильмы все-таки остаются сферой, связанной с детством: они либо для детей, либо про детей. Между тем развитые анимационные державы давно уже отошли от этого стереотипа: в Америке, Японии очень много даже коммерческой анимационной продукции для взрослых, уж не говоря о международной фестивальной анимации, которая сейчас на 90% взрослая. Доходит до того, что собрать зарубежную программу мультфильмов для детей в разы сложнее, чем набрать хорошего анимационного артхауса для зрителей старше 16. Поскольку зарубежные художники, которые обращаются именно к этому виду искусства, чаще ищут в нем возможности реализовать какую-то сложную визуальность, рассказать о разного рода девиациях, передать иллюзорность и абсурдность жизни.

Есть еще одна тенденция, особенно заметная в коммерческой анимации: у нас считается, что мультфильм должен быть милым. Даже само это слово постоянно звучит: персонажи должны быть милыми, пейзаж должен быть милым. А для американских мультипликаторов, например, это давно уже пройденный этап. Если посмотреть их сериалы для детей, то персонажи там часто парадоксальны, уродливы, но в этом есть своя прелесть и свой смысл. Это наше желание делать все «мило», «приятно», «очаровательно» связано, очевидно, с запросом зрителя, который слишком много, наверное, видит немилого в своей повседневной жизни и хочет получить на экране нечто альтернативное, приукрашенное. В то же время западное общество, напротив, очевидно, устало уже от гламуризации действительности и стремится вернуть себе увлекательное разнообразие форм.

Еще мультиков!