Сергей Меринов, президент гильдии аниматоров и режиссер
Об ассоциации анимационного кино
Ассоциация анимационного кино играет большую роль для отрасли. Раньше сложно было понять, к кому обращаться, с кем разговаривать — студии существовали разрозненно. Сейчас есть представительный орган — ААК, стало проще. Мы сотрудничаем с Фондом кино и Министерством культуры, делаем объединенные стенды российской анимации на международных кинорынках, сотрудничаем с иностранными студиями. Объединившись, гораздо проще заявить о проблемах, решать их.
Ассоциация анимационного кино
Накануне 75-летия «Союзмультфильма» мультипликаторы опубликовали открытое письмо Владимиру Путину, в котором просили его обратить внимание на проблемы отрасли. Письмо подписали Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Леонид Шварцман и Эдуард Назаров. Тогда президент поручил вице-премьеру Александру Жукову подготовить встречу с аниматорами, по итогам которой было решено создать центр российской анимации. 7 февраля 2012 года ААК была зарегистрирована Минюстом.
В Ассоциацию может вступить любая анимационная студия, любое культурное или образовательное заведение, связанное с анимацией. Также в Ассоциацию входит Гильдия профессионалов анимационного кино. В нее может вступить любой человек, работающий в анимации. У нас есть аниматоры, звукооператоры, режиссеры, сценаристы, художники — все. Если человек обращается к нам со своими профессиональными проблемами, скорей всего, ему помогут.
Сергей Меринов
Президент Гильдии профессионалов Ассоциации анимационного кино. Режиссер студии «Пилот», начинал как художник-аниматор. Создал несколько мультфильмов из серии «Гора самоцветов» и заставку к ней, участвует в проекте Георгия Васильева «Мульти-Россия». Любимая техника — пластилиновая анимация.
О будущем
Сериалы сейчас пользуются большей популярностью у аудитории, чем полнометражные фильмы или авторское анимационное кино. И это хорошо, потому что они коммерчески более успешны. За счет них может развиваться и авторская анимация, и полный метр. При этом нужно понимать, что сериалы не вытеснят с рынка все остальное. Режиссеры не перестанут делать авторские мультфильмы, потому что для них это источник саморазвития.
Создание мультфильма — это коллективная деятельность, во время которой люди обмениваются идеями, опытом
С полнометражными фильмами у нас несколько иная ситуация. В России принято снимать небольшие картины (раньше снимали 10-минутные фильмы, сейчас телеформат от пяти до тринадцати минут), для съемок более длинных фильмов у нас мало профессионалов. Но такая анимация востребована у зрителя, и, я думаю, скоро будут популярны не только американские полнометражные картины, но и российские. Сейчас мы уже видим первые успехи наших полных метров в кинотеатрах.
О профессиях
Сейчас в отрасли избыток режиссеров и нехватка специалистов среднего звена. К сожалению, не каждая студия может позволить себе открыть школу, а учебным заведениям гораздо выгодней готовить режиссеров, чем, например, аниматоров, которых сейчас мало. Абитуриенты уверены, что режиссер — это престижно, они готовы платить за это деньги. Но потом выпускники оказываются без работы, потому что в таком количестве режиссеры просто не нужны. Студии ждут аниматоров, фазовщиков, прорисовщиков, специалистов 3D-анимации.
Анимационные студии готовы сотрудничать с учебными заведениями, зачастую именно так они и находят будущих сотрудников. Вот я преподаю, и во время обучения всегда находится несколько талантливых учеников, которых для себя отмечаешь.
Сейчас процесс создания мультиков стал немного проще: все можно делать на компьютере, даже не выходя из дома, поэтому многие творят самостоятельно. Но я не сторонник такой практики. Все-таки создание мультфильма — это коллективная деятельность, во время которой люди обмениваются идеями, опытом.
К тому же практика показывает, что в мире не так много хороших анимационных проектов, созданных в одиночку.
О фестивалях
Суздальский фестиваль анимационного кино — это скорее ежегодный смотр всей российской анимации за год. Есть также профильные фестивали, такие как «Золотая рыбка» — фестиваль анимации для детей – или «Мультиматограф», который показывает любительскую и экспериментальную анимацию. На этих форумах фильмы смотрят не только профессионалы, но и широкий зритель. Тут твое кино могут заметить и предложить сотрудничество.
Получение господдержки не должно быть основной целью студий. Здорово, что наша отрасль учится зарабатывать самостоятельно
С другой стороны, заявить о себе вполне возможно и в интернете. Например, выложив свой мультфильм на YouTube. Если снять качественный продукт, его могут оценить. К тому же автор получает в интернете прекрасную возможность обратной связи со зрителем.
Некоторые присылают свои сценарии или уже отснятые ролики в ААК или прямо на студии. Я с их интересом читаю и смотрю, среди них есть и очень достойные.
О деньгах
Сейчас мультфильмы создаются в основном при государственной поддержке или на частные инвестиции. Средства на поддержку коммерческих проектов выделяет Фонд кино. А авторскую и студенческую анимацию, а также образовательную и социально значимую, финансирует Министерство Культуры. Раньше было непонятно, как происходит отбор финансируемых проектов, кто им занимается. Наша Ассоциация предложила Фонду Кино, чтобы экспертизу анимационных фильмов проводил созданный ею Художественно-экспертный совет. В него входят известные режиссеры, сценаристы, аниматоры, руководители студий. И Фонд Кино на это пошел. Отсмотрев огромное количество анимационных фильмов и сериалов, экспертный совет создает список тех, кто получит господдержку. Сейчас мы ведем переговоры и с Минкультом о подобной экспертизе проектов нашим худсоветом.
Но получение господдержки не должно быть основной целью студий. И очень здорово, что сейчас наша отрасль учится зарабатывать самостоятельно. Для этого нужны хорошие продюсеры, способные продвигать анимацию на рынок, и такие люди появляются. Нужно постоянно совершенствовать систему кинопроката, да и просто строить больше кинотеатров и профильных кинозалов, максимально расширять сотрудничество с ведущими телеканалами, совершенствовать законодательную базу. Все эти вопросы отрасль может решать только сообща, для этого создана и работает наша Ассоциация.
Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино
Об ассоциации
Идея создания Ассоциации оформилась окончательно после известной встречи аниматоров с Владимиром Путиным, состоявшейся летом 2011 года. На ней обсуждались базовые проблемы отрасли, главной из которых была судьба «Союзмультфильма». После этого в феврале 2011 года ААК была зарегистрирована официально, но, конечно, работать мы начали гораздо раньше.
Ирина Мастусова
Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино, директор Национального детского фонда — социального проекта бренда «Смешарики»
Главная задача Ассоциации — поддержка ее членов и продвижение их проектов. Например, мы занимаемся выводом отечественных фильмов на международный рынок. В прошлом году впервые в истории российские мультфильмы были представлены на крупнейших мировых кинорынках MIFA (в Анси) и MIPCOM и MIPJUNIOR (в Каннах); сейчас готовимся к поездке на MIPTV в Канны. А на днях в «Крокус Экспо» в рамках Лицензионного форума прошел питчинг новых анимационных проектов.
Сейчас, например, мы работаем над принятием закона о разрешении рекламы в детских передачах
Не только мультфильмы
ААК ведет работу по поддержке ветеранов анимации. Созданы Яндекс-кошелек и расчетный счет в Сбербанке. Для пополнения счета проводятся благотворительные аукционы, задействуется волонтерская помощь. За три месяца собрано и передано по назначению более 240 тыс. рублей.
О болевых точках
Самые актуальные направления, в которых работает Ассоциация — это законодательство и образование. Сейчас, например, мы работаем над принятием закона о разрешении рекламы в детских передачах. Такие непопулярные решения нужны для того, чтобы вернуть на телевидение детский контент, в том числе качественные российские мультфильмы. Законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму.
Тема образования для индустрии — одна из самых основополагающих. В 90-е годы, когда на Западе новые технологии в области анимации сделали значительный шаг вперед и впоследствии стали основой современного анимационного производства, в России, напротив, все стало рушиться. Мы практически лишились анимационной школы. И если в учебных заведениях продолжают готовить режиссеров анимации, то со специалистами среднего звена сложилась очень тяжелая ситуация — в Москве очень мало художников-аниматоров.
Среди учредителей ААК не только знаменитые анимационные студии, но и организации, работающие в общественном пространстве. Например, Фонд социально-культурных программ «Губерния» — один из организаторов анимационного фестиваля в Суздале. При участии Фонда поддержки культурных и образовательных проектов «Русский глобус» готовится к изданию Энциклопедия отечественной анимации. «Национальный детский фонд» ведет проект «Мульттерапия», который благодаря занятиям анимацией помогает реабилитироваться детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проект «Всероссийский мультфильм» помогает развивать анимационные студии в регионах и объединяет всех детей в работе над одним общим анимационным фильмом.
Те немногие специалисты среднего звена, которые выпускаются в России, не востребованы студиями. Чтобы привлечь к этой проблеме внимание общественности, Ассоциация провела круглый стол совместно с Театрально-Художественным колледжем №60. Уже есть первые результаты: студии договорились сотрудничать с преподавателями и активно участвовать в процессе обучения. Фактически работодатели будут готовить для себя кадры: рассматривать студенческие работы, присутствовать на экзаменах. Потому что пока студиям приходится заново переучивать студентов-практикантов.
В честь Дня анимации 8 апреля мы планируем показать мультфильмы отечественных и зарубежных классиков и новые анимационные проекты в 40 городах России
Необходимо создавать и новые школы. Сейчас «Союзмультфильм» собирается возродить курсы подготовки аниматоров. Над созданием Центра дополнительного образования, где будет уделено внимание и нашей отрасли, работает Министерство культуры.
О деньгах
В прошлом году государственная поддержка российской анимации осуществлялась по линии Министерства культуры и Фонда кино: Министерство поддержало производство короткого метра, Фонд кино финансировал полный метр и сериалы. В этом году изменилась ситуация в Фонде кино, и сказать, что произойдет с сериалами, пока сложно.
О прокате и дистрибуции
Сейчас мало какие кинотеатры показывают мультфильмы, с телевидением тоже большие проблемы, поэтому мы ищем разные площадки, чтобы продвигать новые анимационные проекты.
В Москве положение с массовыми мероприятиями относительно благополучное. Мы сотрудничаем с кинотеатром «Художественный», где ежедневно в «Золотом зале анимации» бесплатно показывают мультфильмы, работаем с сетью детских кинотеатров, проводим показы в парках, на фестивалях, у нас киноклуб в Госдуме, — в общем, масса мест и социальных пространств, с которыми мы работаем.
Другая ситуация сложилась в регионах. С ними мы стараемся очень плотно работать. Уже проводятся показы в 20 городах, а в честь Дня анимации 8 апреля мы планируем показать мультфильмы отечественных и зарубежных классиков и новые анимационные проекты уже в 40 городах.
В этом году мы также планируем крупное мероприятие — культурно-индустриальный анимационный форум, который даст представление и о технологическом уровне отрасли, и о ее значимости в масштабе страны. Форум должен привлечь как профессионалов от отрасли, так и простых зрителей.