Начинается переезд на улице около театра, где играет советская музыка. Ходят люди в оранжевых касках, и сначала непонятно, кто это: рабочие или участники перформанса. Оказывается, что второе. Зрители толпятся, журналисты начинают пританцовывать, и уже кажется, что и они какие-то «подставные лица», актеры. По переулку едет большой грузовик. За рулем радостный художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, рядом актриса Ирина Алферова. Машина останавливается, все бегут к ней, телекамеры загораживают обзор. Пассажиры начинают выгружать привезенные вещи: старые стулья, чемоданы, театральный реквизит — и вносить в здание. Поучаствовать могут все желающие, не зря же в начале вечера выдавали хозяйственные перчатки с логотипом театра. Принесенная в фойе театра утварь образует подобие инсталляции. Здесь есть и старинные часы, и смешная фигурка собаки в натуральную величину, и манекен, и многое другое. Все это, конечно, лишь малая часть декораций и реквизита со старой сцены. «Товарищи, не кладите реквизит в карманы, берите свободно, всем хватит!» — говорит в мегафон один из участников перформанса. Все это затеяли, чтобы научить зрителей быть артистичнее, театральнее.
Последний пожар обнажил старые язвы, показал, что это помещение давно уже нужно было спасать
Иосиф Райхельгауз рассказывает о старом здании, в которое, как считает художественный руководитель, можно будет вернуться не ранее чем через год-полтора: «Пожар, который был в этом доме 3 ноября, не первый. Дом когда-то выглядел по-другому: над главным залом был замечательный, красивый купол, а со стороны Неглинной был третий этаж. Мы «жили» там 25 лет. А вообще этому уникальному дому на Трубной более двухсот лет. Он неоднократно перестраивался, горел, неоднократно его подмывала Неглинка, поскольку он стоит на деревянных сваях. Последний пожар обнажил старые язвы, показал, что это помещение давно уже нужно было спасать».
Иосиф Райхельгауз говорит, что собирает истории о доме на Неглинной, и вспоминает такую байку: «Когда к нам в театр пришла Мария Владимировна Миронова, чтобы репетировать спектакль «Уходил старик от старухи», я встретил ее на служебном входе и повел по всем нашим лестницам. Стал заводить в главный зал и сказал: «Мария Владимировна, осторожнее, здесь направо, здесь налево». Она ответила: «Деточка, когда еще даже ваших родителей в помине не было, папа меня водил сюда по воскресеньям на семейные обеды. В этой ложе для нас пели Шаляпин и Собинов. Мы сидели всей семьей под пальмой за столом с накрахмаленной скатертью, и нас учили, почему с одной стороны лежит шесть вилок, а с другой — шесть ножей, что нужно брать и как с этим обращаться. Так что я знаю, что и как в этом доме». Это фантастический дом, я очень надеюсь, что он будет восстановлен».
Райхельгауз показывает макет — проект восстановления театра на Трубной площади. Над ним работала группа архитекторов, но самым «идееподающим», по словам Райхельгауза, участником был художник и режиссер Дмитрий Крымов. Идея проекта заключается в том, чтобы придать дому его первоначальный вид: вернуть купол, третий этаж, живопись, лепнину. А сцену выстроить новую и соединить ее с существующим пространством. Тогда старому зданию можно вернуть его культурно-исторический смысл: здесь располагался знаменитый ресторан «Эрмитаж Оливье», где бывали Толстой, Достоевский, пели Шаляпин и Собинов. В этом здании собиралось Общество любителей русской словесности, встречалась профессура МГУ. Чайковский устроил здесь свою свадьбу, а Чехов подписал контракт на собрание сочинений с Сувориным.
Центральная часть вечера — показ отрывков из новых и старых спектаклей «Школы современной пьесы»
Одна из самых удивительных придумок в новом помещении — в коридоре второго этажа. Тут, как и положено, висят черно-белые фотографии всех членов труппы. Без подписей имен, что уже странно. Когда вглядываешься в них, оказывается, что они живые — фотографии оказались видеопортретами. Тут же вспоминается Хогвартс, где на стенах располагались аналогичные портреты. У каждого здесь свой характер и свое занятие. Кто-то серьезен и сосредоточен, кто-то соблазнителен и томен. Кто-то что-то беззвучно рассказывает, а кто-то и вовсе в какой-то момент встает со стула и уходит. Тут ассоциации со школой волшебников становятся уже окончательно неистребимыми (там-то люди на картинах перемещались, как только им вздумается), отчего охватывает настоящий восторг.
Центральная часть вечера — показ отрывков из новых и старых спектаклей «Школы современной пьесы». Перед началом представления торжественно зажигают привезенную из прежнего помещения старую люстру. Ирина Алферова учит зал кричать: «Люстра, зажгись!» (перед этим Райхельгауз шутил, что слово «гори» теперь произносить не стоит). Люстра зажигается, зал аплодирует.
Отрывки играют в разных частях помещения: что-то на сцене, что-то посреди зала (в центре находится площадка, посыпанная чем-то вроде угля), что-то на стремянках, стоящих в углах, что-то даже в зрительном зале. Среди номеров множество музыкально-танцевальных, которыми известен театр. В какой-то момент свет освещает два места в партере, и оказывается, что там сидят Альберт Филозов и Елена Санаева. К ним подходят Александр Гордон и Борис Вайнзихер (генеральный директор «КЭС-холдинга», который по совместительству является артистом «Школы современной пьесы»). Это отрывок из спектакля «Дом». Гордон потом рассказывает со сцены, что они с Вайнзихером исполняют одну и тут же роль в этой постановке по очереди, а за 30 секунд до выхода на сцену во время попурри спектаклей решили, что сыграют вместе. Филозов и Санаева даже глазом не моргнули. Также Гордон сообщает, что несколько спектаклей они успели сыграть до официального переезда в «Театральный клуб на Тишинке», и это был очень тяжелый и одновременно комичный опыт. Помещение было совсем не приспособлено к спектаклям. К тому же там был общий туалет для актеров и зрителей, а чтобы выйти на сцену, нужно было пройти в костюме через общее фойе. Выглядело все это довольно абсурдно. Но в минимальные сроки помещение удалось привести в хорошее состояние.
После спектакля зрителей кормили аутентичным салатом оливье. Те, кто не смог увидеть «Театральный переезд», теперь могут посмотреть на новом месте не только старые спектакли, но и совсем новые. 7 февраля состоится премьера «Последнего ацтека» по Виктору Шендеровичу.