19296
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22128
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11671
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3724
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7574
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6511
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3979
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2926
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11382
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9223
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7210
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7676
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5151
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3966
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3093
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3027
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3948
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2817
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2833
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4280
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3715
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2653
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2276
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4257
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4255
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2818
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2880
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3292
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3075
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2915
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3106
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5476
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4005
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3648
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3085
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
08:59 25/11/2013 Инна Логунова 0 92

Демократия — это ответственность

Эстонский режиссер Тийт Оясоо о театре как модели общества в миниатюре

Tiit Ojasoo

— «Педагогическая поэма» — это своеобразное размышление об идеях Макаренко и Станиславского, о том, как они живут сегодня. С другой стороны, это наблюдение над человеческой природой, осмысление наших страстей, страхов, моральных норм. Как вы пришли к идее соединить все это в одной постановке?

— Это, конечно, длинная история. Первые репетиции проходили в палаточном лагере в лесу. На протяжении трех недель актеры жили в одной большой палатке, 24 часа в сутки они были вместе — работали, готовили еду, поддерживали быт. Мы хотели построить небольшое сообщество, чтобы понять, что происходит с людьми, когда они становятся частью группы: что они чувствуют, что заставляет их поступать так или иначе. Собственно, на этом отчасти была построена работа Макаренко с подростками в трудовой колонии.

Наше сообщество состояло из молодых актеров — моих бывших студентов. Спектакль вырос в том числе из этой молодой энергии, страстей, желаний, борьбы за личное пространство. Большинство тем предлагали сами актеры.

Тийт Оясоо

В 2000 году окончил Эстонскую академию музыки и театра. Как режиссер работал в Эстонском драматическом театре, в 2005 году стал художественным руководителем Таллинского театра-студии Старого города (Vanalinnastuudio), получившего новое название Театр №99, который завершит свое существование, отыграв ровно 99 спектаклей.

Оясоо выпустил более 30 спектаклей в эстонских театрах по пьесам Шекспира, Бернара-Мари Кольтеса, Мартина Макдонаха, Альфреда Жарри, а также текстам Юкио Мисимы и Сары Кейн. Помимо драматических постановок на его счету мюзиклы «Кровные братья», «Эвита» и рок-опера Ruja, посвященная одной из главных эстонских рок-групп 1970-х годов.
В Театре №99 многие свои постановки Оясоо создал в соавторстве со сценографом и режиссером Эне-Лийз Семпер.

Спектакли Тийта Оясоо включали в программу международные театральные фестивали в Берлине, Ольденбурге, Кельне, Берне, Перми, Москве и Санкт-Петербурге.

Что касается идей Станиславского, я считаю, что они применимы и сегодня, его метод дает актеру необходимые инструменты для работы и понимание человеческой природы. Но он нуждается в переосмыслении, в приложении к новому субъекту.

Думаю, «Педагогическая поэма» Макаренко во многом о демократии. Его огромное влияние на воспитанников — малолетних правонарушителей основывалось на принципе равноправия. Каждый несет ответственность не только за себя, но и за группу. Когда ты живешь в обществе, ты должен заботиться о своих товарищах и принимать во внимание их интересы. Мне кажется, это базовый принцип и для театра. Театр тоже модель общества в миниатюре. В работе с актерами я исхожу из того, что каждый может получить желаемую роль, но ее важность и глубина зависят от самого актера, от того, сколько он отдает на репетициях и соответственно получает взамен. Роль всегда соразмерна актерской личности.

В обществе ты должен учитывать потребности других людей, и твоя личная свобода всегда пересекается со свободой окружающих

— Вы изначально задумывали палаточный лагерь как этап создания спектакля или это был некий тренинг, из которого в процессе стала вырисовываться постановка?

— Нет, все это появилось не на пустом месте. Сначала, еще в городе, было чтение и обсуждение книг. Потом мы на три недели отправились в лес, чтобы подготовиться к постановке. За это время мы получили порядка 30 часов сырого материала, который потом предстояло отредактировать — убрать лишнее, расставить акценты, на эту работу ушло еще два месяца.

Трейлер спектакля «Педагогическая поэма»

— Актеры принимали участие в «редактировании»?

— Нет. Несмотря на коллективную работу и многочисленные обсуждения и импровизации во время репетиций, в единое целое спектакль собирает режиссер — он держит в голове цель, идею, контекстные связи.

— Вы говорили о демократических принципах Макаренко. Мне кажется, ваш спектакль во многом о свободе личности и границах этой свободы.

— В общем, да, свобода — это несомненная ценность. Но в обществе ты должен учитывать потребности других людей, и твоя личная свобода всегда пересекается со свободой окружающих. Этот баланс очень трудно соблюдать, и чем больше вокруг тебя людей, тем сложнее. Нужны правила сосуществования и взаимодействия — отчасти они заложены в демократической форме организации общества, но при этом недостаточно ясно сформулированы. Многие думают, что демократия — это прежде всего свобода. На мой взгляд, это в первую очередь ответственность.

Демократия — это ответственность

— Ответственность перед кем?

— Перед всеми остальными. Потому что если ты не отвечаешь за тех, кто от тебя зависит, то никто не отвечает и за тебя. Каждый свободен по отдельности, но существовать вместе они не могут. Три недели в лесу были очень непростым временем, как физически, так и психологически. Мы вставали на рассвете, тренировались, потом плавали в холодном море, затем репетировали. Но понимание того, что все мы часть этого небольшого сообщества, давало силы. Думаю, мы не всегда осознаем, что общество на самом деле помогает и поддерживает нас, но мы должны давать что-то взамен.

— Вы уделяете большое внимание физической подготовке актеров. А в общем в чем состоит ваш подход, метод работы?

— Не знаю… Мы много импровизируем… Актеры, занятые в «Педагогической поэме», — мои студенты. В самом начале мы много времени посвящали танцевальной подготовке. Танец раскрепощает, дает чувство физической свободы, помогает преодолеть внутренние барьеры, которые есть у каждого человека, — в обычной жизни мы все стараемся защититься от других людей, от окружающего мира. Актер должен уметь выходить за рамки, как минимум на время спектакля, потом он может вновь спрятаться, уйти в себя. Помимо физической подготовки мы, конечно, работаем над текстом, над образами… Вообще-то довольно сложно объяснять, в чем мой подход. Я и правда не знаю, как работаю с актерами. Делаю что могу…

— Вы как художественный руководитель Театра №99 отмерили ему ровно 99 спектаклей. Почему не 101 или 203, например?

— В концепции театра среди прочего заложена связь с визуальным искусством. Число 99 предложил наш графический дизайнер. Вначале мы думали о сотне, но он сказал, что графически две цифры выглядят лучше, чем три. Да и вообще 99 — хорошее число.

— В афише Театра №99 немало спектаклей, посвященных социальным, политическим вопросам, национальной идентичности… Какие проблемы эстонского общества кажутся вам особенно важными?

— С самого начала мы хотели делать театр, который был бы связан с обществом, театр, который не только и не столько развлекает зрителя, сколько исследует социум и ставит вопросы. Что значит быть европейцем? Что значит быть эстонцем? Нужны ли вообще государства в современном мире? Ждет ли Эстонию медленное вымирание из-за низкой рождаемости и что будет после? Отсюда появилась идея самим создавать спектакли, потому что современная драма почти не затрагивает эти проблемы, да и большинство современных пьес — это, к сожалению, довольно слабая драматургия.

Демократия — это ответственность

Одна из самых громких и успешных наших политических постановок — проект «Объединенная Эстония», фиктивное политическое движение, которое значительная часть общества приняла за реальную политическую силу, несмотря на то, что мы изначально заявляли о себе как театральном проекте. Это вызвало большой резонанс, о нас писали СМИ, серьезные аналитики оценивали наши шансы на успех на выборах. Соцопросы показывали, что мы могли бы получить порядка 20 мест в парламенте.

— Почему «Объединенная Эстония»? Эстония нуждается в объединении, единстве?

— Это намеренно абсурдное название. Если есть объединение, то за его рамками — разобщение, мы автоматически создаем эту смысловую оппозицию. Если ты не с нами — ты враг. Отсылка к «Единой России» в названии тоже присутствует. Мы хотели создать — и создали — самую абсурдную партию, какую только можно представить, придумали совершенно безумные лозунги, и это сработало. Думаю, потому, что люди всегда ждут некоего мессию, который придет и скажет, что нужно делать, как жить, как найти счастье. С одной стороны, я рад, что наша художественная акция имела успех. С другой — так глупо, что она сработала.

Видео: Театральный проект «Объединенная Эстония» общество приняло за реальную политическую силу

«Объединенная Эстония»

На пресс-конференции 24 марта 2010 года Театр №99 объявил о намерении провести 7 мая съезд движения «Объединенная Эстония». Решение, как сообщил художественный руководитель театра, стало итогом серии встреч с людьми, осведомленными о закулисных интригах эстонской политической жизни. «Объединенная Эстония» также заявила, что движение отражает все негативные, популистские черты крупных национальных партий. Его лидерами стали Тийт Оясоо и Эне-Лийз Семпер. По сути, гигантская мистификация, «Объединенная Эстония» на несколько месяцев стала главным политическим явлением.

На протяжении 44 дней театр еженедельно публиковал на YouTube видеолекции, объясняющие суть политических механизмов и технологий, под общим названием «Школа выборов».
Кампания «Объединенной Эстонии» привлекла внимание всего общества, всерьез обсуждался вопрос, станет ли 7 мая точкой отсчета новой политической истории страны. Съезд собрал более 7000 человек. Четырехчасовое событие транслировали крупные телеканалы, выступления участников комментировали серьезные аналитики. Съезд завершился избранием нового лидера движения.