— «Педагогическая поэма» — это своеобразное размышление об идеях Макаренко и Станиславского, о том, как они живут сегодня. С другой стороны, это наблюдение над человеческой природой, осмысление наших страстей, страхов, моральных норм. Как вы пришли к идее соединить все это в одной постановке?
— Это, конечно, длинная история. Первые репетиции проходили в палаточном лагере в лесу. На протяжении трех недель актеры жили в одной большой палатке, 24 часа в сутки они были вместе — работали, готовили еду, поддерживали быт. Мы хотели построить небольшое сообщество, чтобы понять, что происходит с людьми, когда они становятся частью группы: что они чувствуют, что заставляет их поступать так или иначе. Собственно, на этом отчасти была построена работа Макаренко с подростками в трудовой колонии.
Наше сообщество состояло из молодых актеров — моих бывших студентов. Спектакль вырос в том числе из этой молодой энергии, страстей, желаний, борьбы за личное пространство. Большинство тем предлагали сами актеры.
Тийт Оясоо
В 2000 году окончил Эстонскую академию музыки и театра. Как режиссер работал в Эстонском драматическом театре, в 2005 году стал художественным руководителем Таллинского театра-студии Старого города (Vanalinnastuudio), получившего новое название Театр №99, который завершит свое существование, отыграв ровно 99 спектаклей.
Оясоо выпустил более 30 спектаклей в эстонских театрах по пьесам Шекспира, Бернара-Мари Кольтеса, Мартина Макдонаха, Альфреда Жарри, а также текстам Юкио Мисимы и Сары Кейн. Помимо драматических постановок на его счету мюзиклы «Кровные братья», «Эвита» и рок-опера Ruja, посвященная одной из главных эстонских рок-групп 1970-х годов.
В Театре №99 многие свои постановки Оясоо создал в соавторстве со сценографом и режиссером Эне-Лийз Семпер.
Спектакли Тийта Оясоо включали в программу международные театральные фестивали в Берлине, Ольденбурге, Кельне, Берне, Перми, Москве и Санкт-Петербурге.
Что касается идей Станиславского, я считаю, что они применимы и сегодня, его метод дает актеру необходимые инструменты для работы и понимание человеческой природы. Но он нуждается в переосмыслении, в приложении к новому субъекту.
Думаю, «Педагогическая поэма» Макаренко во многом о демократии. Его огромное влияние на воспитанников — малолетних правонарушителей основывалось на принципе равноправия. Каждый несет ответственность не только за себя, но и за группу. Когда ты живешь в обществе, ты должен заботиться о своих товарищах и принимать во внимание их интересы. Мне кажется, это базовый принцип и для театра. Театр тоже модель общества в миниатюре. В работе с актерами я исхожу из того, что каждый может получить желаемую роль, но ее важность и глубина зависят от самого актера, от того, сколько он отдает на репетициях и соответственно получает взамен. Роль всегда соразмерна актерской личности.
В обществе ты должен учитывать потребности других людей, и твоя личная свобода всегда пересекается со свободой окружающих
— Вы изначально задумывали палаточный лагерь как этап создания спектакля или это был некий тренинг, из которого в процессе стала вырисовываться постановка?
— Нет, все это появилось не на пустом месте. Сначала, еще в городе, было чтение и обсуждение книг. Потом мы на три недели отправились в лес, чтобы подготовиться к постановке. За это время мы получили порядка 30 часов сырого материала, который потом предстояло отредактировать — убрать лишнее, расставить акценты, на эту работу ушло еще два месяца.
Трейлер спектакля «Педагогическая поэма»
— Актеры принимали участие в «редактировании»?
— Нет. Несмотря на коллективную работу и многочисленные обсуждения и импровизации во время репетиций, в единое целое спектакль собирает режиссер — он держит в голове цель, идею, контекстные связи.
— Вы говорили о демократических принципах Макаренко. Мне кажется, ваш спектакль во многом о свободе личности и границах этой свободы.
— В общем, да, свобода — это несомненная ценность. Но в обществе ты должен учитывать потребности других людей, и твоя личная свобода всегда пересекается со свободой окружающих. Этот баланс очень трудно соблюдать, и чем больше вокруг тебя людей, тем сложнее. Нужны правила сосуществования и взаимодействия — отчасти они заложены в демократической форме организации общества, но при этом недостаточно ясно сформулированы. Многие думают, что демократия — это прежде всего свобода. На мой взгляд, это в первую очередь ответственность.
— Ответственность перед кем?
— Перед всеми остальными. Потому что если ты не отвечаешь за тех, кто от тебя зависит, то никто не отвечает и за тебя. Каждый свободен по отдельности, но существовать вместе они не могут. Три недели в лесу были очень непростым временем, как физически, так и психологически. Мы вставали на рассвете, тренировались, потом плавали в холодном море, затем репетировали. Но понимание того, что все мы часть этого небольшого сообщества, давало силы. Думаю, мы не всегда осознаем, что общество на самом деле помогает и поддерживает нас, но мы должны давать что-то взамен.
— Вы уделяете большое внимание физической подготовке актеров. А в общем в чем состоит ваш подход, метод работы?
— Не знаю… Мы много импровизируем… Актеры, занятые в «Педагогической поэме», — мои студенты. В самом начале мы много времени посвящали танцевальной подготовке. Танец раскрепощает, дает чувство физической свободы, помогает преодолеть внутренние барьеры, которые есть у каждого человека, — в обычной жизни мы все стараемся защититься от других людей, от окружающего мира. Актер должен уметь выходить за рамки, как минимум на время спектакля, потом он может вновь спрятаться, уйти в себя. Помимо физической подготовки мы, конечно, работаем над текстом, над образами… Вообще-то довольно сложно объяснять, в чем мой подход. Я и правда не знаю, как работаю с актерами. Делаю что могу…
— Вы как художественный руководитель Театра №99 отмерили ему ровно 99 спектаклей. Почему не 101 или 203, например?
— В концепции театра среди прочего заложена связь с визуальным искусством. Число 99 предложил наш графический дизайнер. Вначале мы думали о сотне, но он сказал, что графически две цифры выглядят лучше, чем три. Да и вообще 99 — хорошее число.
— В афише Театра №99 немало спектаклей, посвященных социальным, политическим вопросам, национальной идентичности… Какие проблемы эстонского общества кажутся вам особенно важными?
— С самого начала мы хотели делать театр, который был бы связан с обществом, театр, который не только и не столько развлекает зрителя, сколько исследует социум и ставит вопросы. Что значит быть европейцем? Что значит быть эстонцем? Нужны ли вообще государства в современном мире? Ждет ли Эстонию медленное вымирание из-за низкой рождаемости и что будет после? Отсюда появилась идея самим создавать спектакли, потому что современная драма почти не затрагивает эти проблемы, да и большинство современных пьес — это, к сожалению, довольно слабая драматургия.
Одна из самых громких и успешных наших политических постановок — проект «Объединенная Эстония», фиктивное политическое движение, которое значительная часть общества приняла за реальную политическую силу, несмотря на то, что мы изначально заявляли о себе как театральном проекте. Это вызвало большой резонанс, о нас писали СМИ, серьезные аналитики оценивали наши шансы на успех на выборах. Соцопросы показывали, что мы могли бы получить порядка 20 мест в парламенте.
— Почему «Объединенная Эстония»? Эстония нуждается в объединении, единстве?
— Это намеренно абсурдное название. Если есть объединение, то за его рамками — разобщение, мы автоматически создаем эту смысловую оппозицию. Если ты не с нами — ты враг. Отсылка к «Единой России» в названии тоже присутствует. Мы хотели создать — и создали — самую абсурдную партию, какую только можно представить, придумали совершенно безумные лозунги, и это сработало. Думаю, потому, что люди всегда ждут некоего мессию, который придет и скажет, что нужно делать, как жить, как найти счастье. С одной стороны, я рад, что наша художественная акция имела успех. С другой — так глупо, что она сработала.
Видео: Театральный проект «Объединенная Эстония» общество приняло за реальную политическую силу
«Объединенная Эстония»
На пресс-конференции 24 марта 2010 года Театр №99 объявил о намерении провести 7 мая съезд движения «Объединенная Эстония». Решение, как сообщил художественный руководитель театра, стало итогом серии встреч с людьми, осведомленными о закулисных интригах эстонской политической жизни. «Объединенная Эстония» также заявила, что движение отражает все негативные, популистские черты крупных национальных партий. Его лидерами стали Тийт Оясоо и Эне-Лийз Семпер. По сути, гигантская мистификация, «Объединенная Эстония» на несколько месяцев стала главным политическим явлением.
На протяжении 44 дней театр еженедельно публиковал на YouTube видеолекции, объясняющие суть политических механизмов и технологий, под общим названием «Школа выборов».
Кампания «Объединенной Эстонии» привлекла внимание всего общества, всерьез обсуждался вопрос, станет ли 7 мая точкой отсчета новой политической истории страны. Съезд собрал более 7000 человек. Четырехчасовое событие транслировали крупные телеканалы, выступления участников комментировали серьезные аналитики. Съезд завершился избранием нового лидера движения.