— Кому принадлежит идея выставки?
— Идея выставки возникла где-то год назад, а я появился там только весной. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, прочел мою книгу, она ему понравилась, и он пригласил меня работать. Я занимался текстами, а помимо меня там была целая команда художников и дизайнеров.
— Что это за книга?
— У меня есть книжка «Путеводитель по русской истории». Там я сделал очень простую вещь — не стал делить все на века и прочие искусственные дела, а поделил историю на периоды правителей. У нас за 1150 лет существования русского государства было всего 93 правителя. И когда мы измеряем все мерками, понятными обычному человеку, — жили при Горбачеве, при Ельцине, это гораздо понятнее. Поэтому на выставке есть только 18 представителей рода Романовых и то, что в годы их правления созидалось, что появлялось. Какие-то конкретные вещи, появившиеся в период правления или инициированные самим правителем. Мы рассказываем, что при Николае I появилось первое растительное масло, а при первом Романове первые садовые розы. Мы искали такие бытовые мелочи, которые могут стать опорными точками.
— Так в чем все-таки был смысл выставки?
— Смысл был простой — превратить черно-белую историю из учебников в яркую и понятную всем. Никаких удивительных открытий никто не собирался делать, просто показать историю на ярких примерах. Для этого и сделаны все эти лайтбоксы, тачскрины и планшеты. Вы ведь тоже учили в школе историю и, думаю, как и я, не были в восторге от этого предмета. Этот частокол дат и событий, какие-то сражения, съезды, пленумы. Никто не понимает, почему это надо помнить. Нашей сверхзадачей было превратить скучный жанр в нескучный.
— Ну а почему именно Романовы?
Александр Мясников — историк, журналист, писатель. Один из создателей выставки «Православная Русь. Романовы»
— Тут на самом деле нет никаких подводных камней, просто выставка приурочена к дате. Мы потом хотим сделать и Рюриков, и XX век.
— Но тексты все равно выглядят довольно тенденциозными. Там и про предателей, и про врагов, и про целостность национального самосознания.
— Тексты сопроводительные писал я, но там по большей части цитаты конкретных людей. Там везде подписи есть. То, что вызывает свою реакцию, ну, может быть, это можно перенести на сегодняшний день. Там и Черчилль, и английские королевы, и шведские дипломаты. Если человек хочет найти тенденциозность, он всегда найдет.
— А почему «Православная Русь»?
— Все очень просто, дело в том, что все русские цари и императоры были еще и главами РПЦ. Если бы мы пошли по большевистскому пути, мы бы это выкинули, и они бы были у нас только царями. Если по какому-то другому пути — все было бы связано только с жизнью церкви. Ну а поскольку они у нас были и так и сяк, ну вот такая история у нас была, об этом мы и рассказываем.
Выставка, посвященная 400-летию дома Романовых, открылась в ЦВЗ «Манеж» 4 ноября, в День народного единства. Она должна была продлиться до 12 ноября, но из-за большого количества посетителей было решено продлить ее сначала до 19-го, затем до 24 ноября. Выставку проводит Московская патриархия при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Москвы. На открытии выступил патриарх Кирилл, а одним из посетителей стал президент РФ Владимир Путин. Вход на выставку бесплатный.
— Я слышала, что аренда техники стоила очень дорого. Во сколько обошлась выставка и кто ее спонсировал?
— От самых дорогих вещей в конечном итоге отказались. Нашли довольно дешевые способы, как проецировать все эти огромные картинки, не используя сверхъестественные технологии. Деньгами лично я не занимался, но слышал, что было затрачено 50 млн руб. Кем они были даны — Министерством культуры или городом, не знаю, врать не буду.
— Вы не считали, сколько у вас было посетителей?
— Народ до сих пор идет и идет. В 12 часов ночи нашим администраторам приходится напоминать людям, что уже за полночь и выставка закрывается. В прошлое воскресенье выставку посмотрели 18 тыс. человек, а в среднем обычно туда приходит около 17 тыс. в день. Сама выставка идет около 20 дней. Манеж, конечно, на такой поток не рассчитан, даже номерков в гардеробе не хватает.
— Но идут все не столько ради выставки, сколько посмотреть на икону.
— Феодоровской иконе более 500 лет, она стала родовой иконой дома Романовых, и, кстати, именно в честь нее все наши императрицы получали отчество Федоровна. Она в третий раз за всю свою историю оказалась в этот раз в Москве.
— А обычно где находится?
— В Костроме. В одном женском монастыре. Каким чудом она сохранилась, для меня загадка. Понятно, что для людей воцерковленных это икона, связанная как-то с семьей, браком и делами душевно-семейными, ну а для невоцерковленных просто уникальный артефакт. Особенно для москвичей, которым увидеть ее практически невозможно. Из исторических предметов помимо иконы там был посох некий, а главное — дневник Николая II. Но так как это было взято в аренду до первого срока выставки, а потом ее продлили, экспонаты увезли.
— Почему так мало было экспонатов с историей?
— Думаю, феномен массовости нашей выставки можно объяснить именно этим: у нас ничего не запрещают трогать. Мы видим молодежь, которая приходит с флешками и пытается с выставки что-то скачать. Я бы сам с большим удовольствием пошел на выставку артефактов, но думаю, что именно возможность крутить и вертеть 3D-модели кораблей и храмов, оказалась очень притягательной для посетителей. Я не музейщик, но считаю, что успех выставки показал, что сам принцип музейной работы надо как-то менять в пользу интерактивности.