Более 40 работ выставки — это своеобразный диалог между магическими реалистами первой половины XX века, среди которых Вим Шумахер, Карел Виллинк, Пейке Кох, и их современными последователями: Филиппом Аккерманом, Франсом Стуурманом, Коосом ван Койленом и другими.
1920–1930-е: истоки, уход от абстракции
В 1920-е годы в европейском искусстве ослабевает увлечение абстракционизмом предшествующего десятилетия и возрождаются реалистические тенденции. Отчасти это было связано с болезненным опытом Первой мировой войны: язык абстрактного искусства довольно ограничен, и художники были вынуждены искать новый стиль, чтобы выразить всю жестокость минувшей бойни. По всей Европе стали появляться новые направления в искусстве: «новая вещественность» в Германии, «метафизическое искусство» в Италии, «сюрреализм» во Франции и в 1930-х годах «магический реализм» в Нидерландах.
Художники начинают проявлять интерес к самой живописной традиции. Одним из первых последователей этого течения становится голландец Карел Виллинк. Так как современные стили он рассматривал как преходящие, Виллинк решает закончить эксперименты и перейти к традиционной реалистической живописи. Вслед за Виллинком более популярными становятся такие представители магического реализма, как Пейке Кох, Рауль Хинкуис, Дик Кет, Вим Шумахер.
Почему реализм магический
Термин «магический реализм» был впервые введен в Германии, а позже был использован в Голландии некоторыми писателями. Отличительным его признаком является то, что предметы из реального мира изображены с фотографической точностью (реализм), однако, поскольку они помещены в нереальный контекст — плод воображения художника, — рождается эффект отстранения (магия). В результате возникает иллюзия правдоподобия.
«Магический реализм изображает явления, которые возможны и все же неправдоподобны; сюрреализм же со своей стороны демонстрирует ситуации, которые невозможны, не существуют или не могут существовать», — говорил Пейке Кох, объясняя разницу между магическим реализмом и сюрреализмом, двумя течениями в искусстве, которые часто путают между собой. Сюрреализм — это прежде всего мир фантазии и грез, магический реализм же — повседневная жизнь в новом контексте.
Общей чертой всех магических реалистов является создаваемая их полотнами атмосфера. Чувство беспокойства, которое вызывают эти картины, частично объясняется их предельной реалистичностью, которая сокращает дистанцию между зрителем и произведением. В то же время здесь нет строгого нарратива или законченного повествования. Художник лишь предлагает набор возможных прочтений, но никогда не дает законченного ответа. Зрителю предоставлено право самому делать выводы.
Скользящий взгляд
Эстетика магического реализма, это сочетание реальности и магии, разумеется, нуждалась в определенных стилистических приемах. Работы магических реалистов отличает некая холодность и как будто отстраненный, скользящий по поверхности взгляд художника на предмет изображения, что особенно проявлялось в портретной живописи и натюрмортах (Дик Кет, Вим Шумахер).
Современные же голландские реалисты, прибегая к тем же техническим приемам, что и их предшественники, добиваются обратного эффекта. Так, например, Филипп Аккерман в своих автопортретах исследует именно психологические состояния.
Свет и цвет
Свет в картинах магических реалистов часто выглядит искусственным, излишне резким и прерывистым. Такую технику художники использовали для того, чтобы максимально реализовать выработанные кубистами методы использования перспективы.
Также на полотнах магических реалистов вряд ли можно найти какие-либо нюансы или мягкие цветовые решения: передний и задний планы часто изображены с одинаковой степенью детализации. Среди современных последователей магического реализма к этому приему прибегает Коос ван Койлен.
Падение и возрождение
В 1960-х во Франции появляется новый реализм, а в США и Великобритании поп-арт — востребованность магического реализма как направления резко падает. В это время в Европе начинает зарождаться неоэкспрессионизм. В этом процессе среди прочих активное участие принимают бельгийские и голландские художники Альфонс Фреймут и Роже Ровеел. Они начинают создавать картины в «природном стиле», возвращаясь время от времени к традициям своих предшественников, открывших направление «магический реализм». Теперь для мастеров более характерны такие темы, как любовь, гармония, смерть, чувства, в то время как новый невротический реализм часто обращается к табуированной в обществе проблематике. Художники всех этих направлений решительно верят в необходимость выражения как своих личностных позиций, мыслей, так и универсальных человеческих ценностей, что и объединяет эти периоды в искусстве.
Выставка же в целом наглядно не только показывает преемственность современных голландских художников от непосредственных предшественников, но и постоянный диалог с традиционной культурой и связь с золотым веком голландской живописи. Поиск этих пересечений и взаимных отсылок становится для зрителя увлекательным квестом. Впрочем, магия работает и при пассивном созерцании. Все-таки магический реализм — это оксюморон, а парадоксы и противоречия всегда притягивают.