Хай Чжан родился в 1976 году в Китае и в 2000 году, окончив университет в Чунцине, переехал в США. Будучи профессиональным архитектором, он сначала не считал фотографию своей основной деятельностью, но со временем его отношение изменилось — фотография стала средством самопознания, методом исследования человеческих отношений и общества в целом.
Хай Чжан часто путешествует — работа над проектами заставляет его постоянно переезжать из Китая в США и обратно. В 2008 году он начал фиксировать в своих фотографиях процесс урбанизации Китая. Работая по гранту Rafael Vinoly Architecture Research Fellowship в 2009–2010 годах, Хай Чжан провел исследование развития китайских городов, и ему удалось сделать серию уникальных снимков, а также собрать ценные данные. Все эти материалы были опубликованы в книге Pressures and Distortions: City Dwellers and Builders and Critics («Давление и искажение: городские жители, строители и критики»), изданной в Нью-Йорке в 2012 году.
Работы Хай Чжана экспонировались во Франции, Нью-Йорке, Вашингтоне, Китае, Турции, Бангладеш и Коста-Рике. Он выступал с лекциями в художественных музеях и культурных центрах Нью-Йорка, Турции и Пекина, включая Музей китайской диаспоры в Америке, Художественный музей Куинса, «Общество Азии» в Нью-Йорке и Центр современного искусства Улленс в Пекине.
Видео. Русское настоящее: фотоэкспедиция по России. Joao Kehl
Приграничье
Для Хай Чжана противоположный берег Амура — близкий, но при этом совершенно иной мир — terra incognita с чертами и характером государства-соседа. Он вглядывается в эту землю сверху, пытаясь увидеть невидимую границу на изломанном рисунке ландшафта, фиксирует окружающий пейзаж в поисках важных отличий. «Я давно мечтал приехать в Благовещенск, чтобы снять историю китайских торговцев, фермеров и рабочих», — говорит он. Но снимает фотограф в основном русские лица, словно стараясь разглядеть в рабочем на стройке, выпускницах школы, мальчишках на пристани то главное, что разделяет и сближает два берега реки, а также общие черты молодого поколения обоих народов.
Китайские фонарики, которые выпускают в небо над Благовещенском вчерашние российские школьники, словно маячки, помогающие молодому поколению стран-соседей сориентироваться в непростом ландшафте окружающего их мира.