9461
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
10077
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
5916
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2183
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3760
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
3323
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2393
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1810
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
5523
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
4714
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
3647
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
4089
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2906
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2367
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2050
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2009
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
2099
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1795
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1787
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2586
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
2315
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1898
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1724
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2450
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2302
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1814
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1834
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1986
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1915
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1808
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1894
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
3020
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2287
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2185
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1927
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:08 11/09/2013 Соня Шпильберг 0 14

Читай между рыб

Все материалы сюжета «Дни Голландии» в Парке Горького

Хейс Фрилинг и Йоб Ваутерс создадут в парке Горького инсталляцию

Tommaso Sartori

Хейс Фрилинг и Йоб Ваутерс не всегда трудились вместе, но в рамках перекрестного года Голландия — Россия они сделают масштабную инсталляцию в парке Горького. И как они любят, временную, потому что оба влюблены в процесс. Хейс — художник со стажем и глубоко уважаемый в Голландии человек, советник главного архитектора страны. Для него визит в Россию не первый, его уже связывают с этой страной образы славянской иконографии, которые он использует в своих работах, путешествие на поезде Москва — Владивосток и искренний интерес к памятнику Петру I Церетели.

Хейс Фрилинг

«Когда мы готовились к нашей работе в парке Горького, Йоб нашел два интересных высказывания у Максима Горького: «спасибо, что родился» и «чем дольше живешь — тем лучше». Не могу представить, откуда Горький их взял, но в один прекрасный день я хотел бы кого-нибудь встретить и сказать: «спасибо, что родился». Мы хотели остановиться на сентенции Горького, но, подумав, решили поместить ее в центр нашей работы, а вокруг — высказывание голландского поэта Яна Якоба Слауэрхоффа: «Только гавани верны нам» и много осетров на сочном коричневом фоне.

Мы ни в коем случае не вкладываем никакого смысла в осетров, боже упаси. Нам вообще это не свойственно. Мы рисуем осетров потому, что они прекрасны. Гете сказал: «Каждая мысль или теория в сравнении с восприятием — это нонсенс». Ты должен найти смысл в созерцании искусства, и я с этим полностью согласен, поэтому, когда я вижу рыбу, я не вижу символ, это просто зеркало».

Дни Голландии в России

В рамках года культурного обмена между Нидерландами и Россией в Москве пройдет фестиваль «Дни Голландии» — мы принимаем коллекцию работ Пита Мондриана в Третьяковке, плеяду современных музыкантов и художников в парке Горького и театральные труппы на фестивале «Гаврош». Голландцы тем временем идут на выставку «Петр Великий, царь Вдохновленный» в амстердамский Эрмитаж, несмотря на то что на прошлой неделе статуя Петра Великого в Роттердаме работы скульптора Леонида Михайловича Баранова по известным причинам была покрашена жителями города в розовый цвет.

Хейс — мастер фресок. Почти все его работы занимают значительное пространство, но не время, поэтому большинство его работ имеют короткую жизнь. Изготовление их автор преподносит как перформанс. Его коллега Йоб — тоже любитель большого формата, потому что не только график, но и граффити-художник, и в юности расписал немало стен, чем порой занимается и сейчас.

«Мы сошлись на этой идее друг с другом, а потом с куратором перекрестного года — Шенгом Схейеном, этот формат «жизненного искусства», доступного и публичного, ему кажется очень подходящим к фестивалю и парку Горького. Мы целиком распишем двухметровую и очень длинную — метров 100–150 длиной — стену, и мне очень нравится идея творчества в публичном пространстве, где каждый может подойти и нарисовать что-то сам на этой стене в ответ. Еще этот формат мы позаимствовали из идеи рекламных щитов, которые появляются во время выборов в Голландии. Они сделаны из дерева, временны и полностью для народа. Но наш билборд в Москве мы лишим всяких политических отсылок и рекламы и напитаем его только поэтической составляющей — что мне очень симпатично, потому что давно хочется сделать нечто подобное с большинством рекламных щитов. Еще мне эта идея напоминает американские кинотеатры формата «драйв-ин». На самом деле эта стена будет недешевой — на нее уйдет невероятное количество брусков, а еще ее нужно будет хорошенько укрепить, чтобы порыв ветра не свалил ее.

«Увидимся когда-нибудь», — говорю я многим своим работам. И фреску для парка Горького вы сможете увидеть здесь и сейчас и никогда больше, и я думаю это круто. Это как в театре — актер учит пьесу, оттачивая роль, сыграет ее два-три раза, и больше никогда».

West Moon Street. Хейс Фрилинг, 2012

Почему Хейс и Йоб нашли общий язык? Все просто: первый — мастер по масштабным картинкам, полных орнаментов, фольклора, органических геометрий, растений, животных и странных образов, почерпнутых в русской иконографии. Второй — каллиграф, направляющий все свое творчество в русло буквенное и графическое. Суть их коллаборации в сочетании слова и образа, которое им дается с успехом.

«Почти все наши совместные с Йобом работы связаны с текстом. Я — художник, он — график и граффитчик, так что мы оба сошлись на большом формате — стене, — который нам обоим нравится. Образ крыльев Серафима, который мы использовали в нашей работе для оформления помещения под показ Дриса Ван Нотена (West Moon Street. — «МН»), — моя идея, и мне очень нравится этот образ, как что-то живое и непостижимое, что могут скрывать крылья. Я, правда, лишил его головы — и я в этом не новатор, в Софийском соборе в Стамбуле голова ангела скрыта, и он похож лишь на движущийся обезличенный объект. Зато у моих крыльев есть глаза. Я изобразил ангела понятным для русского человека, а вот люди, которые не знакомы с этим образом, говорили мне: «Это сильно! Как ты придумал такое?». Я был заинтригован Серафимом и реакцией людей, я поделился своими мыслями с Йобом, и так мы уверовали в то, что не содержание, а форма, цвет и жест воздействуют на нас. Этот комплекс средств коммуницирует со зрителем примерно на тех же частотах, что и музыка. Думаю, теперь для нас с Йобом это важнейшая часть в наших работах — мы почувствовали себя легче и не нагружаем наше творчество смыслом.

Йоб много работает с граффити. Поэтому отношение к слову и целым высказыванием у такого художника становится максимально свободным — ты выбираешь и комбинируешь их за их собственные заслуги — звучание, внешний вид и прочее.  Получается, мы вытаскиваем то, что скрывается между смыслом и звучанием слов, поэзия — только упаковка. Смысл не в том, чтобы что-то проиллюстрировать или снабдить текст картинкой, а позволить им работать вместе на уровне, который находится выше иллюстрирования. Поэтому — смотрите между осетрами.

Между художниками более 15 лет разницы — пока Фрилинг снабжал голландские музеи экспонатами, Воутерс рисовал афиши для вечеринок. Однако их любовь к орнаментам, написанным от руки, превозмогла разнонаправленность творческих векторов.

«Во многом мы разные, но работа не оставляет времени на споры. Конечно, в мире дизайна все решается с помощью компьютера. Я его избегаю, Йоб в нем отчаянно нуждается. Для меня во многом идея живописи в XXI веке связана с борьбой художника с полотном — Пикассо в рамках абстрактного экспрессионизма боролся с вещами, изменял их. Я всегда был заинтересован в декоративном и народном искусстве, потому что это полностью противоположное явление, в нем нет борьбы, все завершено и никуда не стремится. Такое (мое) искусство создается как музыка, и мне это очень нравится. Когда я глубже погрузился в этот мир, то подумал, что декоративные традиции совершенны, гармоничны и очень сложны, потому что используют крайне мало форм и цветов. Но я не говорю о символах — они всегда связаны с культурой и временем. Может, я пренебрегаю чем-то важным, но работать с символами я не могу.

Для меня и Йоба коллаборация —  это поиск функционального контекста художником и свободы — дизайнером. Это то, что связывает нас вместе. Когда ты дизайнер-график, как Йоб, ты всегда работаешь внутри очень жесткого свода правил. Когда мы путешествуем — я никогда не беру с собой компьютер, а Йоб всегда с ним, обсуждая и модернизируя онлайн детали своих работ. Этих споров и дискуссий с заказчиком никогда не случается у художника, потому что никто не имеет права вмешиваться в такие вещи. И я пытаюсь найти пути, которые давали бы возможность мне работать как художнику и давали физическое место моей работе, и еще ощущение смысла, чувство нужности, функциональности».

В 2011 году к Хейсу и Йобу обратился Дрис Ван Нотен — виднейший представитель бельгийской моды. Он просил разрешения использовать их уже существующие работы в принтах для мужской коллекции осень/зима-2012/13 и создать новые, а также оформить помещение для показа, которое могло бы выглядеть как улица сказочного города.

«Мои коллеги по цеху говорят: твое творчество всего лишь декорация к одежде. Но я думаю, это очень круто, особенно потому, что, как я думал, Дрис будет использовать в коллекции мои самые декоративные работы, но он этого не сделал. Он использовал много моих старых работ и даже фотографию какого-то граффити, которую я сделал много лет назад в Голландии. Для нас с Йобом работа с коллекцией одежды была  экспериментом, потому что мы давно думали о том, чтобы делать рисунки на одежде, правда, не печатать их на фабрике, а рисовать на готовой одежде, понимаете? Мы сделали несколько таких работ, но в коллекции Дриса они не были использованы.

Читай между рыб Инжект

Иногда я задумываюсь, кто носит эту одежду. Временами ношу я. Но я совсем не модник и, как правило, одеваюсь просто и спортивно. Но у меня есть этот костюм от Дриса, полностью запринтованный нашими работами. Дрис выпустил 150 костюмов с нашими принтами, и все до одного оказались проданы. Их обладатели наверняка надевают костюм максимум два раза на выход и продают: «Смотрите, у меня новый лук от Дриса Ван Нотена!». Лично я ни одного костюма не встретил ни разу, даже на вечеринке. Люди покупают их как искусство и украшают ими свой гардероб. Многие коллекционеры предметов искусства покупают больше, чем позволяет им вкус и возможность украсить этим произведением дом, та же абсурдная вещь с модой. Мода — это, безусловно, очень странный мир.

На нашей первой встрече Дрис сказал: «Мы очень хотим сделать эту коллаборацию и, конечно, нам очень приятно пустить в коллекцию такие выдающиеся вещи, но наши деньги сделаны из белых рубашек и синих блейзеров». При этом Дрис все-таки пуританин — он не выпускает парфюм, который делает фешн-домам реальные деньги. Конечно, это обуза для артиста — работать с коммерческими и промышленными ситуациями, но есть и плюс — люди могут видеть твои работы каждый день, и это то, что мне нравится в прикладной стороне творчества художника».

Хейс в России не впервые, его детские воспоминания связаны с советской, незастроенной небоскребами Москвой, вкусом осетра и долгой, но интересной, как многосерийное кино, поездкой на поезде Москва — Владивосток, который его родители использовали лучше всяких слов, чтобы не рассказать, а показать мальчику Россию.

«Мне всегда очень нравилось рисовать осетров. Йоб, к примеру, отличный рыбак. Я никогда в жизни не рыбачил, но мне бы очень хотелось. Вот таким житейским образом мы можем быть связаны с рыбами в жизни и своих работах — таких связей мы и ищем в совместном творчестве.

Когда я был в России, я ел осетра. Это то, что я очень хорошо запомнил, когда в детстве родители взяли меня с собой в путешествие через всю Россию. И когда я в апреле этого года приехал в Россию, первое, что я сказал: «Скорее же идемте есть осетра!». Но мне сказали, что это не лучшая идея. Похоже, люди здесь не любят осетров. Когда мы придумали историю с фразой «спасибо, что родился» и иллюстрацией к ней, нам показалось, что это супер, потому что осетр живет в России дольше, чем человеческая цивилизация. Мы могли бы также смотреть на это, как на фразу осетров в сторону русского народа: «спасибо, что родились».

Новая, переродившаяся после советских времен Москва не кажется Хейсу столь привлекательной. Может быть, это приятные воспоминания из детства, а может, голос голландской потребности в «прозрачном» горизонте или просто результат остроты художественного вкуса, неизвестно. Но он очень ждет визита сюда. Хотя бы для того, чтобы создать очередной иконографический шедевр по-голландски и поесть от души осетров.

«Я считаю, капитализм делает многие большие города уродливыми и переполненными. Я также был в Берлине после того, как полгода назад рухнула стена. Я не коммунист, но мне реально нравился тот Берлин, так же, как советская Москва, где вообще не было рекламы. В ней было так много пустот и пространств. Конечно, нет вины людей в том, что город заполнился машинами, магазинами, вывесками и шумом. Это вина капитализма. Я был здесь в апреле этого года, и все, что я видел постоянно, — баснословно дорогие машины, меха повсюду и магазины гламурных брендов, которых нет у нас в Амстердаме. Москва — это больше, чем просто большой город. И я был шокирован бронзовой статуей Петра Великого, когда мы проходили по мосту рядом с парком Горького, я не удержался и воскликнул: «Боже, это роскошно! Вот это настоящие тоталитарные времена». Я был уверен, что Петр возник 70 лет назад, и был еще более удивлен, когда узнал, что памятнику всего 12 лет. Я бы никогда не смог такое построить. Мы тогда остановились в арт-отеле над маленьким кафе и театром. Забыл название. Это было похоже на детский театр. Там еще был отличный бар, немного темный, но просторный. Отличное место, наверное, это как раз то новое, что мы смогли уловить в этом городе. Кого там только не было: женщины в возрасте, семьи с детьми, студенты, и все так мило беседовали друг с другом. Это кафе стало нашим любимым местом в Москве. Мы не видели такого славного кафе в Амстердаме и вообще нигде, где бывали раньше. Вот только название почему-то забылось».

Тарковский и русская печь лечат голландцев

Сейчас Хейс Фрилинг делает фреску для психиатрической больницы. Она называется «Иваново детство» и связана с одноименным фильмом Тарковского о мальчике с непростой военной судьбой. В ней нет ни слова о войне, это чистые, почти сказочные воспоминания Ивана, которые, как считает Хейс, будут влиять оздоравливающе на пациентов. В больнице, где все стерильно, холодно и рационально, Хейс хотел сделать работу, напоминающую уютный дом, поэтому пристроил к картине с оленями и наливными яблоками русскую печь. Конечно, ненастоящую — не положено в учреждении.  Художник мечтает сложить печку, которую можно будет топить взаправду, и изучает книгу об устройстве русской печи.