В департаменте культуры Москвы давно шепчутся о создании столичного арт-квартала, и не вызывает сомнений, где его можно расположить. В самом скоплении арт-кластеров – на территории Артплея-Винзавода-Армы. Случится это лет через 10, а пока город, как настоящий живой организм, сам производит культурный метаболизм. Пространство нарывается на преобразования, стены из дореволюционного кирпича кричат граффитчикам-бомбилам «пишите», лофты заманивают крошечные архитектурные бюро, галереи – художников, а дворы бывших фабрик отдаются воркшопам. Творческий человек также не в силах сдержаться в присутствии благодатной среды – он чувствует отчаянную потребность в арт-интервенции.
Арт-интервенцию часто использовали художники, нажившие себе популярность за счет порчи произведений других художников. Городские интервенты тоже отчасти портят – они так же, как их агрессивные коллеги из антимузейных дебоширов, размышляют, зачем вообще нужны галереи и институции-заповедники всего прекрасного и не пора ли повернуться искусству лицом к честным пространствам городских улиц. Это не хулиганство, не вандализм – никто не собирается крушить и уничтожать, интервенты, как правило, пытаются отвлечь потребителя от консервативной арт-среды и положить ему искусство прямо в ладонь – оно, искусство, еще никогда не было таким близким к человеку и его среде, как в ХХI веке.
Художники-интервенты активно переосмысляют и даже «ломают» городское пространство и связанную с ним рутину восприятия города. Их «вторжение» в среду меняет не только место, но и время, внося изменения в переживание города. Art Moment будет посвящен этой «ломке» пространства – стоит изменить один штрих, и надоевший вам город улыбнется и откроется с другой, неизвестной ранее стороны. Через поэтические чтения, инсталляции, перформансы и музыку гости и участники фестиваля будут играть со средой, в которой они живут.
Начнется все с прогулки от ЦСИ «Винзавод», во время которой зрители столкнутся с самыми разными интервенциями, совершаемыми художниками в отношении городского пространства. Одной из знаменательных работ, которые встретятся на пути, станет кураторский проект Ольги Карякиной и Екатерины Кравцовой «SALE» – уличная палатка, где вместо овощей и фруктов на прилавках окажутся сопровождаемые рекламными текстами видеоработы художников из США, Мексики, Польши, Италии, Шотландии, Нидерландов, России и других стран.
На стационарной площадке, а именно – в малом выставочном зале «Артплея», начиная с 15:00 будут проходить чтения и дискуссии в рамках круглого стола о медиа-поэзии с участием Андрея Родионова, Линор Горалик, Льва Оборина, Ксении Чарыевой, Андрея Черкасова и других поэтов. Лекцию «Как читать современную поэзию?» проведет главред журнала «Воздух» Дмитрий Кузьмин, поэт Галина Рымбу покажет перформанс «Экран». Музыкальную и детскую программы фестиваль также предусмотрел, равно как возможность поесть – ведь город сейчас дает художнику все, включая благополучие и комфорт. Наступает эра сытых художников и повсеместного искусства, и не найдется городского творца, который скажет, что это плохо.
Ольга Карякина, художник, автор инсталляции «Идеальная квартира», куратор видеопроекта «SALE»
— Фестиваль сочетает стационарные мероприятия – литературную и видеопрограмму на территориях Артплея и Винзавода – с прогулкой, в который примут участие арт-интервенты, инсталлирующие пространство по заданному маршруту. Art Moment не ставит первостепенной задачей преобразить городское пространство, ведь все объекты, задействованные в маршруте, временные. Для нас больше важна социальная функция. В прошлом году основной темой фестиваля получилось стихийное садоводство (guerilla gardening), с помощью которого можно было превратить в объект искусства кроссовку, потовый ящик или канализационный люк. Такое взаимодействие со средой в первую очередь важно для самих людей, которые живут вблизи потенциальных объектов и не имеют отношения к искусству, но могут к нему подключиться в любой момент. Это не искусство в галереях, а то искусство, с которым жители могут непосредственно взаимодействовать. С помощью таких акций искусство выходит к зрителю.
Я буду представлять на фестивале инсталляцию в уличном пространстве – «Идеальная квартира», это дом, вывернутый наизнанку, инвертированная квартира, где улица становится как бы внутри. Объект меняет местами внутреннее и наружное, производит смену ценностей и некоторый шок – ведь самое сокровенное всегда хранится внутри. А здесь – наоборот. Получается, что все люди, проходящие мимо, оказываются внутри дома.
Андрей Черкасов, поэт, художник
— Сейчас довольно часто стали проводиться чтения, которые называют «перформансами» – на самом деле это вполне традиционные поэтические чтения, только с приглашенными актерами и звуковым фоном. На фестивале Art Moment поэтические чтения будут как раз поэтическими чтениями – ни больше, ни меньше. Именно поэтому авторы соберутся за круглым столом, чтобы обсудить вопрос о том, почему современное изобразительное искусство и поэзия так мало сейчас взаимоопыляются, и как вообще это может происходить. Любой чистый контекст имеет свойство исчерпываться, но его можно подпитывать междисциплинарными опытами, и наиболее логичный кандидат для взаимного опыления – это современное искусство. То и другое в последнее время работают со смыслами больше, чем с образами как таковыми. Связь поэзии с изобразительным искусством – вполне логичная история, но поэзия пока чаще пересекается с музыкой.
ArtPlay и Винзавод уже служили площадкой для многих культурных мероприятий, поэтому не станут для поэзии какой-то новой средой. Но сам город в последнее время несколько изменил свои взаимоотношения с поэзией – на пике протестной активности стихи вышли на улицы. Происходили чтения в лагере ОккупайАбай, у памятника Мандельштаму. В какой-то момент даже возникла идея устроить целый цикл выступлений поэтов, которые в своих текстах работают с проблематикой города как сложно устроенной среды, в настоящем городском пространстве.
В Петербурге, например, есть Лаборатория Поэтического Акционизма, которая проводит поэтические акции в разных городских пространствах. А в Царском селе уже два года проходит ландшафтно-поэтический фестиваль «Пушкинские лаборатории», где чтения происходят на нескольких «стоянках» в городе и парках. Каждая стоянка — это своего рода ландшафтная рамка, в которую помещается текст, и на каждой из них возможно появление случайных слушателей, прохожих, которые могут остановиться и послушать, а потом пойти дальше или присоединиться к фестивалю. Это такое поле активного взаимодействия — текста и ландшафта, поэта и слушателя.