16196
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
18178
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9718
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3067
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6134
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5320
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3273
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2417
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9238
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7597
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5860
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6369
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4248
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3264
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2620
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2558
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3202
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2350
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2374
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3671
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3204
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2366
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2058
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3583
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3518
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2356
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2384
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2723
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2568
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2411
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2582
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4640
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3337
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3059
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2580
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:32 20/06/2013 Соня Шпильберг 0 384

Не щадя живота

На «Платформе» выступил перформер Янн Маруссич

Александр Уткин

— Почему вы, будучи прекрасным хореографом, занимаетесь перформансами, а не ставите балеты? К тому же, ваши представления опасны для здоровья.

— Когда я был хореографом, я всегда чувствовал границу, ощущал эту «черную коробку» общества, и не чувствовал себя свободным. Так я все бросил и пошел строить жизнь заново в другое место — в мир сквотов, свежего воздуха и вдохновения, в котором я пребывал в течение 20 лет – это был мой ультиматум обществу. Протестуя, я начал экспериментировать с жанром перформанса. Я находился в полном андеграунде и обладал неограниченной свободой. Просто мне так комфортно, и то, что я делаю, является органичным продолжением меня и моего образа жизни.

— Сейчас вы продолжаете ощущать себя в андеграунде или уже можете считаться  представителем авангардного академизма?

— У меня большой бэкграунд – я много работал, как хореограф, дизайнер, технический директор – и это бэкграунд в первую очередь эстета. Исходя из собственного понимания искусства, я делаю своеобразный микс, который не привязываю к направлению, особенной концепции или школе – в этом чистая эстетика моего творчества.

— Вы экспериментируете со своим здоровьем на сцене. Как вам удается выглядеть так хорошо?

Янн Маруссич перформер

— Дисциплина и практика. Я пришел в искусство с «танцпола», хореография – это вообще синоним дисциплины. Я был дисциплинированным и остаюсь им.  И путь, которым я иду, только оздоровляет меня. Быть очень осторожным, уметь правильно чувствовать боль, абстрагироваться от нее – вот мои установки. Я знаю разницу между  эстетизмом и насилием на сцене, и видел столь много последнего, что обратился к более специфическому, более личному, совершая скорее погружение, чем представление. Поэтому я не факир и не экзекутор.

— В таком случае, можно ли называть ваши перфомансы медитациями? Blessure длится 4 часа, а у вас, между прочим, все это время в боку торчит спица.

— Медитируя, можно не заметить часы и даже дни боли. Я ее просто не чувствую. Все мои работы про «не чувствовать боли». Я концентрируюсь перед представлением, и это приводит меня в состояние абстрагированности и концентрации. Просто я могу все.

— Вас не смущает, что большинство зрителей сопереживают действу на сцене физически, ёжатся, жалеют вас?

— Не только. Да, когда ты видишь фотографии перфоманса — ты сопереживаешь физически. Но будучи вовлеченным в живое действо, наблюдая за тем, как все разворачивается – это совершенно другая энергия, не картинка энергии – а поток. То, что я даю людям, это не насилие – а абсолютный покой. Я не реагирую на боль, мое лицо и весь я – символизируем гармонию. Для людей это также мощный эксперимент, а не просто зрелище.  Некоторые начинают кричать: «Боже, это отвратительно!» и бегут прочь, другие: «Боже, сколько боли, бедняжка». Остальные: «Боже, да это просто Будда!». Понимаете? Это вечность, на которую я регулярно получаю массу разных реакций от аудитории.

— Музыка в ваших перформансах  отчасти «делает» атмосферу. Я знаю, вам удалось даже привлечь Тутти и Картера из Throbbing Gristle для одного из представлений…

— Я был в Варшаве с Тутти и Картером в прошлом октябре с перформансами Glassed и The Tree of Nails, для которых они создали впечатляющее звуковое сопровождение. Здесь знают о Throbbing Gristle??

Не щадя живота

— Разумеется. Как вы выбираете музыку для перформансов?

— Думаю, за 20 лет, проведенных в тусовках по сквотам, я соприкоснулся с настоящим авангардом, другой, альтернативной музыкой, которую слышал постоянно. Трудно сказать, я пришел к ней, или она ко мне, я просто ее слушал и слушал, я знал многих авангардных композиторов и решил пригласить известных тогда, в 80-е и 90-е, экспериментаторов поработать вместе. Так я завязал очень крепкую дружбу с этими людьми, и взял за правило делать перформанс с эксклюзивной музыкой, которая пишется музыкантом только для него.

— Каждый раз, приезжая куда-то с Blue Remix, вы находите там местного музыканта, который озвучивает перформанс. В Москве это будет Сергей Касич. Вы слышали его музыку?

— Честно признаться, я никого не ищу – обычно я приезжаю, заранее списавшись с организаторами, и они предоставляют мне местного музыканта. В этот раз было немного по-другому: я общался с Юлией Боровой (российская science-art художница – прим. «МН»), она мне рассказала про русских музыкантов, интересующихся саунд-артом и электроакустикой. Я с ними связался – эти ребята захотели сделать для меня музыку. «Нет проблем», - написал я. Теперь у нас мимолетная коллаборация Маруссич/Касич.

Blue Remix

Этот перформанс возвращает автора к его первой работе – лишенной всякого движения постановке Blue Privisoire. Работа скорее похожа на science-art, без участия ученых художник не смог бы безопасно проводить подобные экстремальные опыты с телом. Перформанс заключается в том, что синяя жидкость сочится сквозь поры кожи, рот, нос артиста, пока тот находится в своеобразной «камере выпаривания» из стекла. Таким образом происходит контакт внутреннего и внешнего мира, бессознательного и сознательного через микс физических и эмоциональных чувств – таинство, происходящее внутри артиста на физиологическом уровне преобразует окружающий мир вовне. Во время гастролей Маруссич дает этот перформанс с разными артистами – точнее, он всегда ищет к нему местное сопровождение, и в каждом из городов находится мастер экспериментальной электроники, готовый озвучить представление. В 2009 году Маруссич исполнил перформанс Blue Remix 20 раз.

— Вы вообще знакомы с русскими художниками?

— Нет, никого не знаю из нового поколения. И мой приезд в Москву – как раз отличный случай, чтобы с ними познакомиться лично, увидеть или услышать их работы.

— Как публика ведет себя на ваших представлениях, падает в обморок, кричит, мешает? Люди ведь разные – были инциденты?

— Да, к сожалению. Дважды я был реально близок к смерти. На одном и том же перформансе Traversee. На меня была надета стальная «удавка» из металлического кабеля, и лебедка медленно тащила меня по горизонтальной дорожке – в течение 3-х часов, если быть точным.  У меня случился коллапс от удушья – я совершенно отключился, это была смерть, растянутая на три часа. Мозг однако работал, говорил мне: «Все ок», а потом спрашивал – «Я умер? На собственном же перформансе?». Я все время пытался пошевелиться, ничего не выходило. Я был обескровлен и в полной отключке. Раз так, то будь, как будет – больше не было никаких мыслей. На самом деле это не была смерть, если бы меня в течение трех часов умерщвляли – я бы наверняка уже был на том свете. Это была какая-то медитация – я просто сконцентрировался на том, чтобы быть живым и впал в промежуточное состояние. Второй раз это случилось в Берлине – парочка из зала взялась ускорить мое скольжение, в результате я просто ударился о лебедку и вырубился. Когда я пришел в себя, мои друзья кричали «Скорую, скорую!», а публика аплодировала – всем показалось, что это часть перформанса. В результате три сотни людей были просто в шоке от моего представления, а ребята – в истерике от того, что чуть не прикончили меня. Потом они поехали со мной в госпиталь, держали меня за руки. В общем, все было ужасно.

На представлении вообще может произойти все, что угодно – там нет правил. Иногда публика очень дружелюбная – говорит со мной, готова лизать мне пятки и порой делает это, а иногда – агрессивная и откровенно садистская. Это аттракцион  по «раздаче свободы», который развивается сам по себе. За этим интересно наблюдать, иногда одна часть аудитории останавливает другую: «О, нет, не делайте этого!», и в зале начинается драка. А те, кто не хочет принимать никаких решений, просто уходят. Вообще зрительный зал очень напоминает мировую арену политических действий.

 

Не щадя живота

— Как собираетесь отдыхать в Москве? В «Стрелку» пойдете?

— Я не тусовочный человек. Не хожу в клубы и бары – это не мои места, поэтому ничего про московские клубы не знаю. Но, может, здесь я изменюсь? С другой стороны, я, наверное, просто не умею этого делать. Если я выхожу куда-то – обычно это концерт экспериментальной музыки, но уж точно не дискотека. А вот на подвешивание я бы сходил.

— Что вы знаете о политической ситуации в России? И как вам видится наша страна из Женевы?

— Я смотрю новости. Не только я, но и весь мир в курсе вашей политической ситуации. Но про художников – мы не знаем ничего. В Женеве сейчас очень много русских.  Они сорят деньгами, потому что сказочно богаты, покупают все подряд. Их называют «русской мафией», чувствуется – это очень сильные люди.

— Во времена перестройки в СССР был такой человек по фамилии Кашпировский, который загипнотизировал женщину так, что ей удаляли почку без наркоза, а она в это время пела песни. Все это транслировалось по центральному телевидению в прямом эфире. Не хотелось бы вам публично удалить себе, к примеру, аппендикс?

— Ни за что.

— Ну, тогда хотя бы скажите, что вы пьете перед перформансом Blue Remix, чтобы потеть синим?

— Кровь смурфиков.

Тело на службе искусства

Перформеры и акционисты нещадно эксплуатировали свое тело во имя искусства. Так один из пионеров видеоискусства американец Вито Аккончи на протяжении десятилетия занимался активными исследованиями своей плоти: держал перед объективом камеры палец, показывая физическую невозможность совпасть с самим собой, кусал собственные ноги, оставляя на них знаменитые «фирменные знаки». В 1972 году в Sonnabend Gallery в Нью-Йорке он показал перформанс Seedbed: Аккончи лежал под деревянным настилом вроде рампы, по которой ходили люди, и непрерывно мастурбировал, озвучивая в громкоговоритель свои фантазии о посетителях галереи. В течение трех недель Аккончи давал свой перформанс каждый день по 8 часов.