17241
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19939
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10446
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3253
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6576
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5724
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3457
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2543
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10036
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8189
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6332
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6812
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4535
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3478
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2743
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2674
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3399
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2473
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2493
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3833
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3369
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2441
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2108
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3771
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3752
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2480
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2513
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2870
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2704
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2546
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2723
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4936
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3549
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3228
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2711
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
10:00 30/04/2013 Соня Шпильберг 0 33

«Современную академическую музыку слушают и исполняют сейчас мало, это всегда какое-то гетто»

Эдуард Бояков о Владимире Мартынове

Александр Уткин

В Москве прошел фестиваль Владимира Мартынова Opus Prenatum, в рамках которого «Практика», «Политеатр» и «Новая опера» в течение пяти дней демонстрировали произведения композитора Владимира Мартынова в самых разнообразных формах — балета, перформанса, киносеанса с тапером, спектакля и просто концерта. Мартынов убежден: настоящее искусство всегда существует на стыке жанров и способов выражения, и Opus Prenatum дает возможность зрителю и поклоннику творчества композитора рассмотреть в нем философа, мыслителя и художника. Идеолог и организатор фестиваля  Эдуард Бояков поставил перформанс «Распорядок», которым завершился фестиваль, исполнил его ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, сам Мартынов также принял участие в перформансе. Автор, режиссер и исполнитель «Распорядка» рассказали «МН» о современном театре, бутербродах Кейджа и о том, что поважнее Путина.

— Как у васвозникла идея фестиваля уважаемого композитора в необычном мультимедийном формате?

— Сегодня нельзя заниматься только своей узкой историей, если ты действительно хочешь выразить время. Ты должен быть услышан в разных областях искусства. Эксперты говорят сейчас о междисциплинарности, о том, что возникает новое глобальное пространство для творчества, и Мартынов, как никто другой, выражает широтой своих интересов, эрудицией, практикой тезис о глобальном смешении жанров и языков. Начнем с того, что он многие годы преподавал в духовной семинарии, изучал древнерусскую музыку — крюковую нотацию, и вместе с тем писал для Кронос-квартета, который принципиально играет только «завтрашних» композиторов. Он, с одной стороны, автор музыки к огромному количеству спектаклей Васильева и Любимова, с другой стороны, в «Практике» почти в каждом втором спектакле звучит его музыка. Я веду этот диалог много лет и вижу, какое впечатление Мартынов производит на Олега Кулика, с которым в рамках фестиваля состоялась дискуссия, на других выдающихся людей самых разных профессий — философов, издателей, которых в театр не заманишь. А здесь есть моментальная, живая реакция, и это сближает полюса.

Я хотел сделать фестиваль, в котором и художественные, и философские идеи Мартынова будут предназначаться не узкому кругу музыковедов, а более широкой публике

— Вы ориентировались на широкую публику или все-таки на поклонников и знатоков творчества Мартынова?

— Я хотел сделать фестиваль, в котором и художественные, и философские идеи Мартынова будут предназначаться не узкому кругу музыковедов, а более широкой публике, которая не очень привечает академическую музыку. Современную академическую музыку слушают и исполняют сейчас мало, это всегда какое-то гетто. Многие композиторы-мастера искусственно загоняют себя в это гетто, выставляя непомерно высокий зрительский ценз. У людей, которые работают в офисах и живут в мегаполисе и которые не являются членами творческих союзов, нет возможности эту музыку понять, поэтому они остаются несправедливо отрезанными от нее.

Эдуард Бояков — арт-директор «Политеатра», идеолог и учредитель театральных конкурсов «Золотая  маска» и «Новая драма», продюсер, постановщик и участник более 20 спектаклей в таких театрах, как МХТ им. Чехова, Мариинский театр, Большой театр, Центр им. Мейерхольда, Метрополитен-опера, Линкольн-центр, Лондонская филармония. Учредитель кинокомпании Praktika Pictures. С 2002 по 2004 год — генеральный директор Пасхального фестиваля.

—  Вы взяли на себя роль медиума?

— Конечно. С другой стороны, я хотел сказать, что есть люди, которые формируют современную культуру и тоже являются хорошими музыкантами. Вот, например, композитор и диджей Escapo, который играл на одном из спектаклей фестиваля и который написал оперу «Копы в огне» — современный, рэперский, электронный музыкант. Его произведения потрясающе интересны. Ян Калберзин и Дмитрий Гарин, которые делали видеоряд сегодняшнего перформанса с ансамблем Пекарского, тоже очень серьезно включены в клубную культуру. В электронике много механики, совсем неживой, ленивой и надуманной, но есть настоящие музыканты, которые очень хорошо слышат и чувствуют материал, могут создать новое музыкальное пространство, что-то нам объяснить. Мартынов очень легко находит с ними общий язык, они с Мартыновым также. А мне остается только организовывать их встречи.

В Москве прошел фестиваль Владимира Мартынова OpusPrenatum

— Каково режиссировать современную музыку?

— Я не первый раз работаю с Яном Калберзиным, постоянно сотрудничаю с Марком Пекарским, не говоря уж о Мартынове. Это содружество, где все друг друга слышат и в котором работается очень комфортно, легко. Иногда Пекарский меня понимает значительно быстрее, чем я могу выразить мысль. Это мое признание в любви, благодарности, уважении к этим людям. Тут трудно говорить о работе, это скорее постоянный обмен.

—  Чего ждать зрителю от вашего дальнейшего сотрудничества с Владимиром Мартыновым?

— Мы с Владимиром Ивановичем в постоянном диалоге. Совместная работа в общем-то продолжается, порой нужно что-то камерное, а временами монументальное, как опера Vita Nova, премьера которой состоялась в Лондоне с оркестром под управлением Владимира Юровского. Мне просто интересно находиться с Мартыновым рядом. Я считаю его своим учителем, восхищаюсь им и его идеями.

Мартынов — это мостик между прошлым и будущим

— Не хотелось бы вывести Мартынова на международный уровень? Создать образ культового музыканта, как, например,у электроакустика Кита Роу?

— Статус «культовый», думаю, последним получил Филип Гласс. Сегодняшнее время переходное, где недоосознаются те форматы, которые могут вот-вот появиться. Цифровой формат многое изменил, и рынок изменился — мы все ненавидим mp3, но не слушать его не можем. Со всем этим еще предстоит разобраться. Мартынов сам себя часто сравнивает с римским философом Боэцием, который свою миссию как раз видел в просвещении варваров, захвативших Рим. Его миссия — подготовительная, новые «культовые» должны появиться уже в новом времени. Одной ногой Мартынов стоит в старом, академическом мире, существовавшем в условиях суперноменклатурной системы со всеми благами и заботой о композиторе, с другой стороны — он раньше других выбрал свой путь, и чтобы вырваться из системы, стал встречаться и работать с самыми разными музыкантами и постоянно общаться с молодежью, интересуясь передовыми идеями. Мартынов — это мостик между прошлым и будущим.

— Премьера перформанса «Распорядок» состоялась в Перми в 2010 году. Что нового в московской постановке?

— Тогда был другой состав и немного другое решение, так что полноценной премьерой можно считать только московскую: люди изменились, зал изменился, настроения другие. Вообще пространство тоже одна из важнейших идей Мартынова о разрушении «стены» между зрительным залом и художником. Сегодня нужна другая конвенция о взаимодействии смотрящего и демонстрирующего. А в современном композиторском подходе Мартынова к пространству есть и сакральное, и архаическое, и передовое, как у любого диджея в ночном клубе.

Вернуться к материалу «Мартынов на миди-контроллере»