20536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22827
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12100
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
10:00 30/04/2013 Соня Шпильберг 0 88

«Мы живем в такое время, когда каждый композитор должен иметь свой ансамбль»

Композитор Владимир Мартынов о современной музыке, ее истоках и своем отношении к политике

Александр Уткин

В Москве прошел фестиваль Владимира Мартынова Opus Prenatum, в рамках которого «Практика», «Политеатр» и «Новая опера» в течение пяти дней демонстрировали произведения композитора Владимира Мартынова в самых разнообразных формах — балета, перформанса, киносеанса с тапером, спектакля и просто концерта. Мартынов убежден: настоящее искусство всегда существует на стыке жанров и способов выражения, и Opus Prenatum дает возможность зрителю и поклоннику творчества композитора рассмотреть в нем философа, мыслителя и художника. Идеолог и организатор фестиваля  Эдуард Бояков поставил перформанс «Распорядок», которым завершился фестиваль, исполнил его ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, сам Мартынов также принял участие в перформансе. Автор, режиссер и исполнитель «Распорядка» рассказали «МН» о современном театре, бутербродах Кейджа и о том, что поважнее Путина.

— Ваше творчество существует на границе искусства, хотя вы композитор. С чем связано ваше стремление к обобщенному, синтетическому искусству, использованию перформансов вместо традиционных концертных жанров?

— Я уже много лет занимаюсь этим, постоянно сотрудничаю с представителями контемпорари. С Приговым у нас уже около десяти перформансов, с Рубинштейном, Франциско Инфантэ и другими художниками и поэтами. Совмещать музыку с искусством нужно принципиально: мы живем в такое время, когда в отдельно взятых областях уже невозможно достичь результатов. Настоящие результаты достигаются на стыках, поэтому для меня процесс смешения совершенно естествен.

— Нет угрозы для истинной композиторской природы потеряться в мультимедийности?

— Ни в коем случае. Если она и затеряется, то это будет очень хорошо, потому что конец времени композиторов уже наступил. И не надо держаться за это свое композиторство, нужно помнить, что конец времени композиторов совсем не означает конца времени музыки. Скорее наоборот, это открытие новых музыкальных начал, которые блокируются диктатом автора и диктатом текста. Мне кажется, это очень оптимистическая перспектива, которая возникает во время синтеза искусств. В XIX веке новый синтез пытался осуществить Вагнер, и результат вышел грандиозный. И сегодня вопрос тоже в новом синтезе. Сейчас вообще великое столетие синтеза — столетие «Весны священной» Стравинского, «Лунного Пьеро» Шенберга и «Победы над солнцем» Малевича и Крученых. От нас, вероятно, тоже требуется ответ на запрос нового синтеза.

Синтез всех доступных нам видов деятельности — вот что сейчас необходимо, а язык — дело десятое

— Это мутация или уже новый язык?

— Вопрос языка — это вопрос ХХ века, когда композитору было важно создать новый язык. Сегодня это ровным счетом ничего не значит, а важна ситуация, которую сейчас нужно найти. Синтез всех доступных нам видов деятельности — вот что сейчас необходимо, а язык — дело десятое.

Владимир Мартынов — композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции в 1970 году и по фортепиано в 1971 году. В 1975-1976 годах Владимир Мартынов участвует в концертах ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполняющего произведения XIII-XIV веков Италии, Франции, Испании. В 1978 году Владимир Мартынов посвящает себя религиозному служению. Преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры, занимается расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Создает музыку для богослужения по древним канонам.
Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров», а также к ряду мультфильмов.
Пишет также музыку к театральным постановкам Юрия Любимова, Анатолия Васильева и сотрудничает с театром «Практика». С 2002 года в московском культурном центре «Дом» ежегодно проходят фестивали сочинений Мартынова.
С 2003 активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой «АукцЫон», Л. Федоровым.

— Вас многие знают не как композитора-экспериментатора, а как композитора-ремесленника, автора музыки к фильмам, мультикам и пр. Как вам удавалось совмещать заказуху и авангардное творчество?

— Понимаете, если взять 1970-е годы, то все передовые композиторы — Шнитке, Денисов и другие — работали в системе. Мы не могли получать деньги за то, что писали по-настоящему. Нас кормили кино и телевидение. У художников складывалась аналогичная ситуация. Кабаков и Булатов жили на то, что иллюстрировали детские книжки. Для работы в кино у нас даже был такой термин «халтура» — не потому что плохо, а потому что за деньги. Когда Шнитке написал свою первую прорывную симфонию, он за нее ничего не получил. Я ни за одну из своих лучших работ не получил ни копейки от государства.

Помню, когда началась перестройка, мне позвонили из Министерства культуры и спросили, нет ли у меня в закромах того, что я могу предложить. Я подумал: неужели я что-то делаю не то, что уже Министерство культуры ко мне обращается?.. Поэтому всегда было это разграничение между работой для себя и для кино. Многие из нас заказуху использовали как лабораторию: опробовали какие-то моменты в кино, а потом переносили в свои серьезные партитуры. Шнитке в «Похождениях зубного врача» Элема Климова частично опробовал свою фундаментальную Первую симфонию.

В Москве прошел фестиваль Владимира Мартынова OpusPrenatum

— Вы сотрудничаете с мировыми авангардистами, электроакустиками?

— Лично нет. Я в этом смысле веду затворнический образ жизни. Думаю, что на будущий год я сделаю подобные проекты. Я делаю нечто похожее с Леней Федоровым и группой «АукцЫон», но, кажется, пришло время пойти дальше.

— Как вы сотрудничаете с «Домом»? Это, кажется, единственный дом авангардной и экспериментальной музыки в Москве, где проходят ваши персональные вечера.

— Я не то чтобы сотрудничаю, я стоял у его истоков. Николай Дмитриев – замечательный и даже великий человек (Николай Дмитриев — один из идеологов концертного зала и клуба «Дом», музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, деятель новомузыкального движения. — «МН»), такой Дягилев в экспериментальной музыке. Мы очень много сотрудничали. С «Домом» связано очень много, хотя сейчас он переживает не лучшие времена: незаменимые люди есть, и та пружина, которой был Дмитриев, держала на себе всю концепцию этого проекта. После его смерти «Дом» живет наработками, и я продолжаю с ним сотрудничать, потому что он для меня действительно дом родной и лаборатория.

Ситуация в стране меня абсолютно не интересует

— Какие у вас отношения с ансамблем Opus Posth?

— Мы живем в такое время, когда каждый композитор должен иметь свой ансамбль. И мне так повезло, что у меня всегда под рукой Opus Posth, поскольку руководит им моя супруга. А само название — это продолжение моей музыкальной концепции, вообще все члены ансамбля — люди мне почти родные. В свое время таким родным мне коллективом был ансамбль Пекарского, потом в какой-то степени стал Кронос-квартет. Я не верю в профессиональные музыкальные отношения, и в этом интимном смысле какие-то близкие и фундаментальные вещи происходили у меня с ансамблем Opus Posth. Это мои домашние тапочки. То, что делает этот ансамбль, не может сделать для меня никто.

— Не возникало ли у вас желания как-то отразить в творчестве нашу социально-политическую ситуацию, как у многих современных художников?

— Ситуация в стране меня абсолютно не интересует. Она не имеет отношения к каким-то глубинным вещам. Например, казалось бы, самые застойные годы, Брежнев, 1970-е — это просто ужас, а вместе с тем это расцвет Кабакова, Булатова, Сорокина и прочих. И сейчас застой, ужасы политические расписывают, Путиным пугают. Кому ужасы, а кому и мать родная, дело не в этом. Как-то, наверное, реагировать и нужно, но более целенаправленно. Взять это протестное движение — оно очень поверхностное, это только Москва и Петербург, но есть же и остальная Россия, которая как бы спит. Я верю в этот потенциал, в то, что там зреет что-то совсем другое. Какая разница, кто сейчас у руля? Дело-то совершенно не в этом. Как сказал Рейган, высаживаясь на Гренаду? В мире есть вещи поважнее, чем мир. Вот и я говорю: в мире есть вещи поважнее, чем Путин.

Назад к материалу «Мартынов на миди-контроллере»