16769
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19204
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10098
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3170
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6379
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5519
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3370
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2477
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9643
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7921
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6126
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6604
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4394
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3364
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2683
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2614
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3304
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2411
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2430
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3752
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3283
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2399
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2077
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3672
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3639
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2417
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2449
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2789
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2637
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2475
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2652
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4796
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3446
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3142
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2645
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:39 16/04/2013 Соня Шпильберг 0 72

«Меня совершенно не смущает, что мой бэкграунд находится в сфере арт-директората»

Художник Протей Темен рассказал в ГЦСИ о себе и своей новой работе

Александр Уткин

В обществе, где сложились определенные институты современного искусства и есть лица, результаты, концепции, которые определяют существование в нем того или иного творца, всегда в какой-то момент появляется некто «другой», направляющий нас в иное русло. Определить, какой язык зарождается в искусстве в данный момент, практически невозможно, потому что главное тому лекало — время.

Протея можно назвать ультрасовременным художником, он работает там, где еще не бывали признанные, и его средства выражения неразрывно связаны со временем, которое их ему предоставило. Он график, художник в 3D-пространствах, создатель видеомиров, жители которых — абстрактные образы, пятна, геометрические фигуры, цвета и текстуры, создающие символику — и как никогда бы не случилось в прежние времена, она совершенно невесома и не несет никакого смысла. Потому что это — принцип нового, бессовестного в своей абсолютной свободе компилирования, это — абстрактная айдентика. Большая часть исследования с таким же названием, на основе которого Протей читает лекции, является симбиозом знака и пространства, в котором первый выступает логотипом по отношению ко второму, но, оказывается, они взаимозаменяемы.

Тусовка — это история, контекст художника, меняется тусовка — меняется и формат высказывания.

Как работает художник поколения цифровой глобализации? Молча, сидя к вам спиной и лихорадочно клацая по клавиатуре «МакБука Про». Протей создает инсталляции и видео, в которых выражается не только на тему формы в цвете, но и о себе — так, одна из последних его работ под названием «Пастух» пошагово рассказывает о том, где художник черпает образы и как объект из реальности кочует в гиперпространство, являясь практически первой абстрактной автобиографией в 3D. «Когда пастух вернется» — фильм не только о Протее, танцующем под Stoned Boys и размышляющем о том, как графически скрестить зебру с леопардом, но и о коммуникации человека и пространства.

Кто этот загадочный Протей

График, дизайнер, медиахудожник. Вырос в Тушине и считает, что этот факт — один из ключевых в его становлении как художника. Учился на художественно-постановочном факультете Гуманитарного института телевидения и радиовещания и в Международном институте рекламы по специальности «арт-директор».Окончил Институт проблем современного искусства. Автор термина «абстрактная айдентика», которым оперирует в творчестве, как каркасом для образов, заимствованных в окружающей среде. Работал с дизайн-студиями Zunge Design, Ostengruppe, «Цех» и другими. Персональные выставки проходили в галереях Москвы, Санкт-Петербурга и Франции, в 2011 году стал участником выставки Bring Your Own Beamer в интернет-павильоне в рамках Венецианской биеннале.

— Насколько для ультрасовременного художника важен эффект тусовки? На тебя влияет твое окружение?

— Скорее всего да. Тусовка — это история, контекст, меняется тусовка — меняется и формат высказывания. Тусовка может проецировать свои ценности через человека, но также может и преломлять то, что этот человек делал ранее, но не в свою сторону, а в какую-то третью. И у меня есть ощущение, что все происходит именно по последнему сценарию. Не могу сказать, что я являюсь одним из флагманов какой-то там компании. При этом я нахожусь примерно в пяти кругах общения, они совсем разные, но во многом  мы взаимодействуем. Например, с Сашей Журавлевой и Алиной Глазун мы сейчас делаем выставку про любовь — это «Любовь земная, небесная и всякая» в проекте «Фабрика». Это уже третья история дружбы на практике и первая выставка, которую мы делаем вместе. Первая была про природу, вторая — про котиков, а третья — про любовь. Получается очень неплохой смысловой ряд — искренний, открытый, вообще, все, что мы делаем — достаточно дружелюбно по отношению к зрителю.

Работа Протея Темена

— В своем творчестве ты размышляешь на тему спектакулярности, это про вещи повседневные, обыденные, нас заедающие. Какое отношение может иметь, скажем, утренняя овсянка к искусству?

— У меня была инсталляция «Когда мне скучно — я ем», где еда меня интересовала как символ процесса пищепринятия, который мы не можем прервать. Это про повседневную спектакулярность, такое визуальное акынство. Я обращаю внимание на элементарные вещи, из которых состоит наша материальная действительность: стул, вешалка, собачка, а вот гнутые качели — хорошая минималистская скульптура. В ЖЖ еще пару лет назад были сообщества, которые работали с фаунд-артом, но не дюшановского характера, а таким случайным, стихийным, который никто, собственно, и не обозначал как искусство. Мы с друзьями обсуждали тогда термин unintentional design — это один из тех случаев про объекты городской среды, когда кто-то умудрялся сделать так плохо, что получилось даже очень хорошо. Это абсолютно самостоятельная художественная практика, потому что ты не захватываешь объект и не переносишь его в другую среду, а просто, проходя мимо, определяешь это как искусство — потому что это работает.

Весь смысл пятна, например, — в контексте, если оно розовое, и гладкое, то все хорошо, если серое и колючее — тревожно

Андрей Кузькин сделал нечто похожее в галерее Random, правда, в жанре ready-made — он собрал вещи, которые нашел на улице, принес в галерею и красиво выставил в белых стенах. А потом он планировал вернуть вещи туда, где подобрал — но ему это не удалось, потому что их все раскупили. У меня повседневная спектакулярность выражается через абстрактную айдентику, поэтому все наслаивается — я запоминаю тот или иной объект, фиксирую его как-то и впоследствии использую как часть коллажа для дальнейшей работы. Только мне будет понятно в результате, что за предмет лежит в основе получившейся абстракции, либо я использую этот элемент в первоначальном, шероховатом виде.  В фильме «Когда пастух вернется» я объясняю этот принцип в своей работе. Это достаточно пластические вещи со смыслом, который образуется у них в фоновом режиме. Проще потом описать то, что уже сделано, нежели придумать концепцию и делать по ней проект.

— Удивительно для современного художника — не следовать за концепцией. Что же у тебя главенствует, образ?

— У меня есть определенный вектор движения. Но с каждым годом я его стараюсь все больше очищать от тех или иных наслоений и смыслов. Я работаю над языком, и я с этим смирился — мог бы думать над сюжетами, но это вспышки, воспаления на теле постоянного исследования. Поэтому, работая над языком, я изучаю систему языка и воссоздаю только ее. Смысл приходит в зависимости о того, как и в каком месте был употреблен тот или иной образ.

— А что для тебя форма и фактура вообще?

— Это шершавенькое и плосконькое, которое я складываю вместе. Весь смысл пятна, например, — в контексте, если оно розовое и гладкое, то все хорошо, если серое и колючее — тревожно. Все просто.

«Пятно 1014», Протеи? Темен

— Кто пишет музыку для твоих видео?

— На тихое видео смотреть невозможно. Поэтому сначала я использовал белый шум, потом захотелось настоящих звуков — если фигуру или пятно озвучить, то его фактура становится понятной — можно придать им звук стекла, шуршащей бумаги и т.п. К большей части моих видео я сделал музыку сам, к некоторым — написали Stoned Boys и Taras 3000.

— У тебя есть какая-то система символов, пользуясь которыми можно «прочитать» твое видео не только графически?

— Визуальный словарь действительно есть, но он больше не про символы, которые несут в себе смысл типа «дерево=жизнь», а скорее про ощущения — шипастый, значит опасный. Это история только про пластику. В основе всех моих работ одна и та же система знаков, которые я использовал в своих последующих работах и в итоге сложил в фильм «Когда пастух вернется». До этого весь мой киноязык выглядел как лупы, которые обычно демонстрировались в течение 30 секунд сепаратно друг от друга.

Конечно, есть диалог между дизайнерами и художниками — они все время тыкают пальцами друг в друга

— Ты был дизайнером, потом графиком, а теперь медиахудожник. Как произошла эта перемена, что ее определило и как это отразилось на твоей жизни?

— Я очень долго работал с графическим дизайном и очень узким его ответвлением — знаками и визуальными системами. Особенность мышления, которая мне позволяла этим заниматься, выросла напрямую в ту визуальную систему, с которой я работаю сейчас. Меня совершенно не смущает, что мой бэкграунд как художника находится в сфере арт-директората, а не какого-нибудь «представительства»  угнетенного социального класса. Конечно, есть диалог между дизайнерами и художниками — они все время тыкают пальцами друг в друга.

— Нет ли в таком случае смешения и путаницы вечного с утилитарным в твоем дизайнерском творчестве?

— Для кого как. Для меня, например, какая-то социальная тематика в искусстве — вообще явление субкультурное, потому что в какой-то момент становится классно думать об обществе, в котором ты живешь. Можно делать это в фоновом режиме, в режиме бездействия, вообще об этом не думать или думать об этом плохо. Это как вегетарианство — оно существует, а вопрос в том, где находится человек: внутри него или наблюдает снаружи. Утилитарность — очень хитрая вещь, большую часть объектов искусства можно разложить и сделать утилитарными: повесить картину на стену для того, чтобы прикрыть дырку в ней. Сама интенция художника сделать неутилитарную вещь может быть легко переломлена человеком, который захочет эту вещь применить. Антиутилитарность — не щит, который защищает работу автора, а скорее ее уязвимое место.

Дизайн, как и искусство, может быть высоким

Дискуссия об искусстве и дизайне — вообще моя любимая тема. Во-первых: функционализм — это возможность быстро осознать то, что тебе нужно сделать, во-вторых: у дизайнеров, как и у художников, есть свои решения, которые полностью исходят из того, как они видят мир. Дизайн, как и искусство, может быть высоким. Пять хороших дизайнеров не могут сделать один и тот же проект одинаково, это автоматически перечеркивает смысл отсутствия авторства в дизайне. Есть архитекторы, есть дизайнеры, и между ними еще должна играть современная музыка — и тогда вообще все будет нормально. Мне это разделение не понятно.

Работа Протея Темена

— Как говорят современные художники: есть разница между искусством и креативом, который им не является…

— Прости, но я не понимаю, что такое «креатив». Вещь, удачно решенная с вложенной в нее идеей — содержит ли она в себе искусство? Если взять произведения искусства, которые содержат в себе некоторую игру ума — то да, все концептуальное искусство, к примеру, построено на этом принципе, смотреть там не на что, надо только думать.

Язык, с которым я работаю — это язык практики, он мне понятен, и его следствием всегда является новый продукт

— В чем тогда для тебя отличие дизайнера от художника?

— Одни — в офисе, другие — в галереях. Рынок везде работает одинаково — и в том и в другом случае есть заказ, в более или менее очевидной форме.

— К какому художественному направлению ты себя относишь?

— Я почти год не проводил никаких лекций, показов и не давал интервью. В течение него я размышлял: ну вот, начну думать, по-человечески все сформулирую, напишу искусствоведческую речь на пару минут к своим видео и все прочее. Теперь понимаю: чем дальше я двигаюсь, тем меньше хочу определять для себя какие-то рамки, потому что это делает мое творчество и какие-то поиски бессмысленными. Язык, с которым я работаю — это язык практики, он мне понятен, и его следствием всегда является новый продукт, объект и т.п. Когда художник начиняет себя искусствоведческой терминологией — знаний в какой-то момент может стать слишком много. Мне это скорее мешает, и я перестал анализировать процесс творчества.

— Какие у тебя есть еще проекты помимо собственных, художественных? Я видела «музыкально-спортивный» перформанс с Taras 3000 в Политеатре.

— Да, это, кстати, абсолютно художественный проект — аудиовизуальный перформанс «Волна скоро», абсолютно про искусство. Человек на беговой дорожке наматывает километры на сцене, где стоял Маяковский, и наблюдает большие разноцветные текстуры под набор звуков, довольно мелодичный. В искусстве нет никаких особенных аксиом, между театром и перформансом, например, граница очень размыта сама по себе независимо от того, намеренно ее уничтожает художник или нет.

«Ковер», Протеи? Темен

— Не хочешь выйти из гиперреальности? По-моему, в «Пастухе» отличное документальное начало с коровами.

— Можно ничего не рисовать в принципе, весь этот графический «метроном» есть в реальности. Полоски парковочной дорожки, шашки дорожных заграждений, ритм и все остальное вокруг нас. А коровы — им же вообще ничего не нужно, они идеальны.