20419
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22750
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12065
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8093
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4039
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12043
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9499
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7485
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7916
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5293
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3144
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4017
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2862
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4382
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4343
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3353
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3125
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3172
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5571
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4065
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
13:11 25/02/2013 Соня Шпильберг 0 90

«Многие считают меня управдомом, а на самом деле я занимаюсь хэппенингом»

Галерист Петр Войс о природе стрит-арта, глобализации искусства и работах Маурицио Каттелана

Артем Житенев

— Говорят, Куркино – «мекка» салонов красоты. Что вас заставило открыть свою галерею именно здесь?

— Салоны красоты, рестораны, это правда – их здесь очень много. Считается, что здесь живут состоятельные люди.

В своем доме я действительно являюсь управдомом, или, как теперь говорят, — председателем ТСЖ. Но, с точки зрения современного искусства, свою деятельность в этой ипостаси я расцениваю как хэппенинг, поскольку она дает возможность заявлять свои позиции. Любая деятельность по выражению своего отношения к жизни может так рассматриваться. Я вот живу с людьми, создавая для них сценарий проживания и решая их жилищные проблемы, здесь нашлось помещение для галереи, в котором, кстати сказать, проводятся и собрания жильцов дома. Что касается современного искусства, которым я занимаюсь, то здесь нет никакого противоречия, поскольку один из главных идеологов постмодернизма Йозеф Бойс обосновал и ввел в оборот термин «социальная скульптура», смысл которого заключается в том, что своими действиями с помощью художественных практик можно менять существующую реальность. Так что, я, в некотором смысле, удовлетворяю здесь свои художественные амбиции.

— А я была уверена, что вся культура сосредоточена в пределах Садового кольца, а дальше — безжизненная пустыня и мрак.

— Это неправда. Ну а я просто не вижу границ не только в нашем частном случае — между Москвой и Куркино, но и в мире вообще. Глобализация коснулась в первую очередь искусства, и теперь оно есть повсюду. Стоит лишь захотеть: есть потребители – всегда найдутся творческие личности. Большая часть искусства не продается, а делается художником для того, чтобы рассказать о своих взглядах на мир и донести их до зрителя. Общение есть основной принцип развития любого искусства. Поэтому наше время с его коммуникационными достижениями делает возможным выражение художника в любом месте. Ну, вот, например, в Куркино. Почему нет?

В центре хорошо продавать, а делать современное искусство — это нечто другое, и заниматься этим можно где угодно. Центр сейчас — вообще не нужен ни в жизни, ни в искусстве

— Вы же когда-то «самовыражались» в центре Москвы? Что пошло не так?

— Я держал галерею на улице Красина, в ЦДХ, на Земляной валу. Честно могу сказать, делал так, как было принято — открыл ее с целью продажи художественных работ. Были пышные выставки, вывоз экспозиций за границу, приемы, шампанское и все такое. Галереи в подавляющем большинстве относятся к традиционной институции по продаже работ художников. Раньше я собирал картинки для себя, мне это просто нравилось и внешне и внутренне, и тогда я думал, что продавать искусство — это тоже способ самовыражения. Только позже пришло сознание того, что мне этот способ не совсем подходит. Рынок — всего лишь показатель того, что пользуется популярностью, но это еще не искусство. Пусть картина продалась за миллион – коммерческий критерий не отражает уровень художника. У нас Шилов и Сафронов продаются прекрасно, хотя не пользуются авторитетом в художественной среде. В центре хорошо держать лавочку и продавать, а делать современное искусство — это нечто другое, и заниматься этим можно где угодно. Центр сейчас — вообще не нужен ни в жизни, ни в искусстве. У нас вот тут воздух хороший, и машину есть где поставить.

Маурицио Каттелан, Spermini, 1997

— Много ли к вам идет людей «с района»?

— До какого-то времени «с района» не было ни одного человека, но в последнее время стали приходить. Семьями, с детьми. Смотрят, слушают. Нравится, что у них в районе есть теперь галерея, спрашивают, сколько они должны? Удивляются, когда узнают, что нисколько. В галерее не беру никаких денег с посетителей. Принципиально. Вообще, народ идет в галерею охотно. Людей приходит не меньше, чем тогда, когда галерея находилась в центре. Приезжают из разных мест Москвы и Подмосковья, даже из других городов. Хотя мы считали, что будут приходить только местные. Потому что – близко.

— Мне ваша идея галереи современного искусства в Куркино кажется несколько утопической. Как вы собираетесь приобщать посетителей спа-салонов к искусству?

— Народу нужно искусство, и оно всегда находится рядом с ним, так что никого к нему специально приобщать не надо. Искусство появляется там, где есть экзистенция, или проще, художник. Для него место мало что значит. Тем более, что современные технические средства дают возможность устраивать выставки в формате видеопрезентаций, что сейчас мы начали активно использовать – это такие информативные выставки, транслируемые через видеопроектор с пояснениями и комментариями. Своего рода экскурсии. С начала года у нас проходит три видеопрезентации – «Современное искусство. Итоги 2012 года», «Маурицио Каттелан. Мистификации провинциального идиота», «З0 лучших работ стрит-арта 2012 года». Последняя оказалась очень популярной, я принимаю по несколько групп молодежи каждый день, рассказываю о райтерах — уличных художниках и вообще объясняю, что такое искусство. Готовим выставки и других мировых мастеров – это будут видеопрезентации творчества братьев Гао из Китая, Аниша Капура — художника из Индии, живущего Великобритании, До Хо Су из Южной Кореи.

Маурицио Каттелан, "Фрэнк и Джейми", 2002

— Почему вы выбрали только современное искусство?

— Современные художники – представители постмодернизма, который сегодня является самым демократичным направлением в искусстве за все время его существования, очень близким к жизни, выражающим себя через цитирование всем известных и доступных для понимания исторических артефактов.

— Я слышала, что у работ Каттелана немыслимая страховка, поэтому в России их, судя по всему, вряд ли можно будет увидеть. Это правда?

— В 2004 году Каттелана приглашали к нам на биеннале, говорят, что он отказался, а мне же кажется, что просто не ответил. Он очень непредсказуемый человек, насмешливый и саркастичный, все его искусство в какой-то степени можно воспринимать как издевательство над многими общепринятыми условностями. Он этого не скрывает, поэтому его работы – одни из самых дорогих в мире. В России выставлялись только коллекционные шахматы «Добро против зла», где фигурки Гитлера, Сталина, Донателлы Версаче (причем последнюю Каттелан считает чуть ли не Антихристом) олицетворяют тотальное зло. Что примечательно, фигурка Ленина стоит на стороне добра. Все это я показываю здесь через проектор. Есть такой предрассудок, что выставка считается состоявшейся, если оригинал работы можно посмотреть и пощупать, хотя он часто недосягаем за красным шнуром. Сегодня другие экспозиционные технологии побеждают стереотипы, так что можно просто систематизировать материал, писать толковый текст с объяснениями и выкладывать в сеть для общего пользования — вот вам и визит к Каттелану.

— Почему стрит-арт оказался популярнее Каттелана?

— Потому что биологической основой стрит-арта является внутренне присущая человеку потребность метить пространство своего проживания, подобно тому, как это делают все представители животного мира. Стрит-арт дает возможность новому искусству заявлять о себе с учетом масс-медийных технологий, для этого не нужно высокого лба и модной одежды для похода в галерею. Уличное искусство понятно и близко, и в этом есть определенная революционность. Не нужно разрушать искусство, нужно его выводить к людям, на улицу, на воздух, делать демократичным. И я на уровне этой своей куркинской галереи уже отчасти перешел на такой формат.

Актуальным становится вопрос, правильно ли общество ориентирует людей на то, чтобы смотреть искусство в музеях? Этот догматический принцип определенно требует пересмотра

— Можно вам признаться? Я не люблю ходить на выставки, мне кажется, тупо идти за тем, что можно увидеть на сайте художника или в интернете, сидя дома.

— Это, конечно, еще не проблема, но все же вопрос, требующий ответа. Ходить в музей или не ходить в музей? Музей – это устоявшаяся институция, он критикует, отбирает, оценивает, имея на это полное право, даже если не все с этим согласны. Музейные институции основываются на консервативных способах показа материала – у музеев в 19 веке уже не хватало стен, чтобы повесить все имеющиеся экспонаты, а сейчас выставляется лишь 5% того, что они имеют, остальное хранится в подвалах и, может быть, никогда не появится в залах. Сейчас вообще искусство очень объемное – это пространственные инсталляции, стрит-арт, лэнд-арт – и актуальным становится вопрос, правильно ли общество ориентирует людей на то, чтобы смотреть искусство в музеях? Этот догматический принцип определенно требует пересмотра. Вот как, по-вашему, показать работы уличных художников? Есть только один прием – на экране. И народ едет из Москвы в Куркино, чтобы посмотреть 30 работ с объяснением, моим, субъективным, я сразу предупреждаю об этом посетителей, говорю, что искусство — это вещь по существу субъективная. Понимают. В Фейсбуке на моей странице тоже можно посмотреть видеопрезентации — я их там выкладываю. Так что мы подошли к тому, что считать основными выставочными формами музеи и галереи — как минимум спорно. Пусть везде появляются такие «шоу-румы» современного искусства, чем больше, тем лучше — это будет и интересно и полезно.

Элемент работы Маурицио Каттелана, на лекции в галерее Петра Войса

— Я видела страничку вашей галереи в Фейсбуке, сами ведете?

— Сам. И считаю, что Цукерберг создал очень хорошую коммуникационную сеть. Она дает возможность попасть в сообщество единомышленников, где можно  подискутировать, узнать что-то новое. Жаль только, что у меня кончилась возможность добавлять друзей — их нельзя там иметь больше пяти тысяч. На Фейсбуке мы говорим: «Ребят, да не нужно никуда ходить, все, что вам надо, можно увидеть здесь — даже больше», потому что интернет - очень хороший способ как что-то показать, так и пообщаться с народом, дать возможность ему подискутировать.

—  Мне казалось, стрит-арт – креатив, а не искусство. Думаете, он войдет в анналы мировой художественной культуры?

— Тут есть элемент выражения личностного отношения к обществу, к среде и ответная реакция общества – значит, есть диалог на художественную тему. Чтобы ответить на вопрос, что за искусство этот стрит-арт — большое или маленькое, нужно время. Если вспомнить Андрея Монастырского (художник-концептуалист, теоретик искусства – прим. «МН»), когда он делал с товарищами свои коллективные перформансы, люди крутили пальцем у виска, а сейчас он культовая фигура. Сейчас повсеместно установлен факт, что искусство — это коллективное действие. Искусством можно считать форму выражения своего отношения к тому, что происходит всегда и рядом. И неважно, в какой форме — традиционной или новаторской, история всех помирит. В ней найдется место и традиционалистам, и авангардистам.

Постмодернизм говорит: выражайся, заимствуй, будь художником, потому что им может стать каждый

— Все сойдутся на страшном суде. Только от искусства.

— Именно так. За что я и люблю постмодернизм и пропагандирую его, так это за то, что он объединяет в себе все направления, жанры и виды искусства. Постмодернизм говорит: выражайся, заимствуй, будь художником, потому что им может стать каждый. Человеку сейчас как никогда в истории искусства легко высказаться, постмодернизм ему предоставляет такую возможность. Тем он и доступен, что неразрывно связан с миром и обществом. Постмодернизм – это продукт хорошего качества, острый, актуальный, внешне притягательный. Мы живем во времена окончательно победившего постмодернизма. Для этого понадобилось сто лет с того исторического события, когда Дюшан в 1917 году выставил свой писсуар (Марсель Дюшан – французский художник-авангардист начала ХХ века – прим. «МН»).

— Вас не смущает, что ваша «швондерская» деятельность больше имеет отношение к политике, чем к искусству?

— Понимаете, на самом деле политика и искусство по большому счету – это одно и то же. Со мной, конечно, будут спорить. 90 художников из ста скажут: «Я не понимаю политики, я занимаюсь искусством». С моей же точки зрения политика – это все, что находится за пределами художника, и он, в принципе, не может быть свободным от того, что происходит вокруг.  Осознанно или нет, художники отображают политически процессы, происходящие в обществе. Вот пишет художник коров на лужайке и обнаженных девушек на берегу – есть здесь политика? Конечно, потому что этот художник просто хочет забыться, полечить себя и друзей, отречься от действительности, тем самым ее обозначив. Люди иногда хотят закрыться в спальном вагоне и наблюдать из окна проплывающие пейзажи, не задумываясь ни о чем.

Маурицио Каттелан, "Девятый час", 1999

Видео-экскурсия №2: Маурицио Каттелан

Петр Войс:

«Кто таков Маурицио Каттелан? Харизматичный насмешник, обладающий врожденным качеством убеждения, чувством неприкрытой иронии, столь необходимым для любого постмодерниста, и устойчивой к поражениям психикой, которой, как правило, наделены выходцы из низших социальных слоев общества. Да, Маурицио оттуда – его мать была уборщицей, а отец – водителем грузовика, и неприкрытое стремление попасть в высший свет он не только не скрывал, но выставлял напоказ. И даже сейчас, получая сотни тысяч евро за свои работы, его страсть к шику и способу зарабатывания денег, основанном на эксплуатации человеческого стремления к моде, которой, отчасти, является и contemporary art, – не что иное, как перфоманс, коленце, исполненное под софитами на арене мирового искусства. В 2004 году повторенная Каттеланом «Баллада о Троцком» (первая была продана еще в 1996 году) на Нью-Йоркских торгах Sotheby's ушла за 2 миллиона 140 тысяч долларов.

Путь к Олимпу Каттелан начал не сразу, сперва он никак не мог привлечь внимание к себе, но в 1998 году это ему удалось, правда, пришлось посмеяться самому над собой. Одевшись в Пикассо, словно аниматор в костюм диснеевского персонажа, художник попрошайничал среди посетителей на своей выставке в музее современного искусства в Нью-Йорке.

Чудачества и экстравагантные выходки – визитная карточка Каттелана. Их он оставляет вместо себя в прямом смысле слова. Он использует чужие авторские произведения, присваивает идеи, у него – страстное желание привлечь к себе внимание любыми способами, даже своим отсутствием. Как, например, в случае с одной из итальянских выставок в 1989 году, когда он повесил на закрытую в галерею дверь табличку с надписью «Torno Subito» (скоро вернусь), но так и не появился в ней.

Маурицио Каттелан, Bidibidobidiboo, 1996

Успех, страстно ожидаемый Каттеланом, пришел к нему в конце 90-х с работой «Bidibidobidiboo» («Белка, покончившая с собой»), но триумфально был  провозглашен работой «Lа Nonaоra» («Девятый час»), в которой Маурицио изобразил папу Иоанна Павла II, придавленного к земле упавшим с неба метеоритом.

«Lа Nonaоra» вызвала бурю восторгов, которые перевесили негативное отношение к работе со стороны консервативных слоев общества и власти и развязала руки Каттелану, эпатажному художнику, плюющему на общественного мнение. Чего стоит его выпад против строжайшего табу – освещения темы нацизма: в Мюнхене в «Музее современного искусства» Каттелан выставляет Адольфа Гитлера, правда стоящего на коленях и молящегося. Но, как и ожидалось, его не осудили и не арестовали, но даже поняли.

Но при всех ставших легендарными акциях, именно так скорее всего их нужно оценивать, квинтэссенцией творчества Каттелана нужно признать памятник 2010 года под названием L.O.V.E на площади Аффари (Affary) в Милане в виде среднего торжествующего пальца, которым принято выражать известный всем непристойный жест. Эту скульптурную инсталляцию Маурицио подарил городу, которому ничего не оставалось, как установить и торжественно открыть ее на одной из своих главных площадей.

В 2012 году в музее Соломона Гугенхейма в Нью-Йорке Каттелан выставил, точнее – вывесил в атриуме музея 128 своих работ, созданных в разные периоды жизни. Он назвал это «Все» и заявил по случаю состоявшейся выставки, что заканчивает заниматься искусством. Это в 50-летнем возрасте, который с учетом приобретенных знаний и опыта для многих художников является самым расцветом. Однако, у него остается собственный журнал под названием «Toilet Paper», где печатаются фото его занимательнейших инсталляций, особенно тех, что никогда не попадут в музейные пространства.

Почему этот человек — художник? Потому что его высказывания всегда и неизменно связаны с проблематикой европейского, да и мирового общества вообще. Он отталкивается от догм и проблем, существующих среди нас, заостряет их, выпячивает, заставляет буржуазное общество устыдиться,  вырабатывает способы защиты от того навала лицемерия и фальши, что окружают нас повсюду. «Иронизируйте, нарушайте запреты и табу, будьте честными», — говорят его работы, а материалом служат чучела животных, дерево, пластик и даже паркетный пол в зале музея классических искусств. Иоанн Павел II, Гитлер, повешенные дети – жил бы Каттелан в России, за свою любовь к запретным темам давно бы мотал срок».

Маурицио Каттелан, "Баллада о Троцком", 1996

Беспрецедентный случай европейской толерантности: В 2004 году Каттелан повесил, как вешали в средневековье преступников, на самом старом дереве Милана реалистически выполненные манекены трех подростков. Скандал тогда разразился нешуточный. Местный житель Франко Ди Бенедетто, не выдержав такого, пусть и художественного, издевательства, срезал повешенные фигуры. В результате состоялся судебный процесс, которым (о, боже!) было защищено право художника на свободу самовыражения, а Ди Бенедетто оштрафовали на 309 долларов и приговорили к двум месяцам тюрьмы.

Если бы Каттелан хранил свою трудовую книжку, то давно выставил бы ее в качестве экспоната в одном из музеев современного искусства, Повар, садовник, охранник, работник морга и, наконец, почетный донор спермы. Вероятно, последняя регалия вдохновила артиста на создание знаменитой работы «Spermini» — это 150 латексных масок, в разнообразных вариациях отразивших генетическое сходство с автором.