Тело
Постмодернизм позволил разрушение жанра возвести в степень нового, так появился современный танец, во многом отрицающий устои классического – пуанты, воздушность и эстетическую гладкость. В ХХI веке танец не только услаждает взор, но и заставляет работать голову, сердце и вызывать непроизвольные сокращения в мышцах от ощущения соучастия в сценическом действе. Современный танец зовется по-разному, это и Контемпорари дэнс, выросший из европейского Модерна, и Свободная пластика, ведущая начало от танцевальных импровизаций Айсидоры Дункан и Марты Грэм, и американский Постмодерн, зародившийся в 70-е годы прошлого века. У пластики в новом веке появилась новая направленность – исследовательская, которая терпеливо допускает разного рода эксперименты и неуклонно направляет танец в одно большое русло – это медиа-искусство. Танец взаимодействует с современной культурой и технической стороной прогресса, пластика, как и творчество любого другого художника, интегрируется в современную ей среду, и чтобы быть понятной, или не понятной, но дающей волнующий зазор для размышления и понимания, исследует близкие человеку темы, используя все доступные современному восприятию методы. Так появилась новая философия тела, которая перевела язык пластики в вербальную область.
И снова Америка. Именно там появился свободный танец и развивались новые школы под влиянием мастеров - Дорис Хамфри, Чарльза Вейдмана, Марты Грэм, Аньи Хольм, а также Марты Хилл и Мэри Джо Шелли, которые в 1934 году основали Bennington College School of the Dance. Новый век танца принес почти полный отказ от сценических костюмов, музыку для спектаклей писали либо современные авангардисты, либо во время танца стояла просто гробовая тишина. Новый стиль движений отличался резким, хлестким движением, вниманием к естественным сокращениям мышц тела. Американские танцовщики, наконец, получили возможность нагружать тело новым смысловым содержанием. В процессе поиска новых техник для выражения их искусства пионеры современного танца нарушали почти все существующие правила и стереотипы и оторвались от прошлого.
Коллектив «Диалог Данс» уже на нано-уровне проникает в зрительский нерв. «Диалог Данс» базируется в Костроме и уже снискал похвалу критиков не только в России, но и за Атлантикой, а в 2011 году стал призером театральной премии «Золотая маска». В своих постановках коллектив сочетает театральное действо с «низким», подчас бытовым и крайне жизненным сюжетом, изображает уличную драку в элементарной пластике, ставит «синхронное плавание» на сцене и повествует о любовной драме персонажей путем нескольких емких движений. В рамках «Диалогов» школа представила спектакли «Code Unknown» и «Страна проживания».
Nota Bene:
Под термином «современный танец» (в русскоязычной практике часто используется английский термин «contemporary dance») обычно понимают направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX - начала XXI века, сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и постмодерн. В этом смысле не существует единой техники современного танца — австралийский, европейский, канадский, американский современный танец отличаются друг от друга во многих аспектах, так же как и каждая школа имеет свой собственный подход.
Слух
Сонорика, или музыка темброкрасочных звучностей, становится основным языком современной композиции. В конце ХХ века композиторы пришли к философии созерцания звука, сам тембр, его окраска и вертикаль начинают преобладать над горизонтальной мелодикой, которая рушится, как карточный домик. Не случайно самые выдающиеся музыкальные произведения ХХ века столь дисгармоничны на слух, они, как произведения новых художников – сильны концепцией, и не нужно быть семи пядей, чтобы понять их основную прелесть. Музыка, как и другие виды искусств, описав круг, пришла к истокам – естественной хаотической гармонии. Композиторами были переосмыслены многие важнейшие элементы музыкальной системы – произошел поворот в сторону красочности, сонорики.
Диссонанс получил безграничную свободу, прежняя неблагозвучность стала новой системой созвучий, новое понятие гармонии стали подчиняться экспрессии вертикальной, а не рассредоточенной во времени. Так начались интенсивные поиски новых инструментальных тембров и их сочетаний, создавались новые инструменты, подчас из самых подручных материалов.
Музыка в творчестве композиторов второй половины ХХ века пережила удивительные метаморфозы, так французский теоретик и музыкант Оливье Мессиан, в течение 60 лет занимавший должность органиста при церкви Святой Троицы в Париже, изучал одновременно орнитологию и древние церковные песнопения. Результатом стали уникальные теории и практики, в своих сочинениях Мессиан имитировал птичий язык и зашифровывал музыкальные послания из глубины веков. Другой выдающийся новатор – авангардист Карлхайнц Штокхаузен, кстати сказать – ученик Мессиана, одним из первых стал эксплуатировать электричество и работать с простейшими синтезаторами, вывел «сериальную» музыку в академические жанры. Наш соотечественник, Эдисон Денисов, выдвинул концепционную идею новой красоты и духовности в современной музыке: «в первую очередь это должна быть не красота звучания, которая не имеет ничего общего с внешней красивостью. Имеется в виду красота мысли, приблизительно в том смысле, в каком она понимается математиками или как ее понимали Бах и Веберн».
МАСМ (Московский ансамбль современной музыки) впервые на западе представил новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных западных композиторов. В репертуаре коллектива – Д. Шостакович, А. Шнитке и Э. Денисов, Я. Ксенакис, Х. Лахенманн, Л. Ноно и Л. Берио и другие. МАСМ проводит просветительские программы, в рамках которых знакомит слушателей с достижениями современной музыкальной отрасли, принимает участие в биеннале современного искусства, сотрудничает с театрами и мудьтимедийными проектами. «Диалоги» представили серию мини-концертов «Memory spaces», которые познакомили гостей мероприятия с творчеством молодых композиторов – Дмитрия Тимофеева, Марии Полеухиной, Александра Хубеева, Елены Рыковой и Александры Филоненко. Многие произведения прозвучали впервые.
Nota Bene:
1. Сонорика (от латинского sonorus - звонкий, звучный, шумный) - метод современной композиторской техники. Специфика сонорики - в выдвижении на первый план фонической, красочной стороны звучания. Использует, в частности, темброкрасочные звуковые комплексы (без определенной высоты), которые воспринимаются как целостные, неделимые на тоновые части блоки.
2. Сериальная музыка, сериализм (франц. musique serielle - сериальная, или серийная, музыка) - музыкальная композиция строится на основе повторения в различных вариантах одного и того же (избираемого индивидуально для данного сочинения) звукового ряда. Если определённый звуковой ряд оказывается единственным источником, из которого выводится вся ткань сочинения, он называется серией, а сама композиция соответственно — серийной.
Слово
Кризиса театра в XX веке не случилось. Рост благополучия благодаря научно-технической революции, утверждение в жизни демократических тенденций естественным образом привели к сокращению дистанции между сценой и зрителем и эволюции средств общения с ним. Эта «не элитарность» породила новые формы и жанры, которые увели сценическое действо от академизма сквозь метаморфозы театра Антонена Арто, абсурд Эжена Ионеско и Сэмюеля Беккета к творчеству новых драматургов Мартина МакДонаха и Тома Стоппарда. Актёр современного театра являет собой иероглиф — синтез звука, движения, слова, содержания, зрительного и музыкального образа. На свет софитов давно вынесено наше бытие, зал со сценой поменялся местами, а на подмогу драматургии пришел видео-перформанс, чтобы зритель наверняка почувствовал себя внутри повествования.
Чтобы быть понятным – нужно говорить на языке зрителя. Так появились новые жанры – сторителлинг, вербатим, стендап – от которых создается впечатление простоты, элементарности, максимальной реалистичности. Театральные эксперименты в Москве с 2008 года проводит «Седьмая студия» Кирилла Серебрянникова. Спектакль «Funny Dream», показанный в рамках «Диалогов», был решен режиссером Ильей Шагаловым в жанре стендап, который обнажает еще один парадокс современного искусства – театр без театра, вся суть и трактовка которого образуется в зрительских головах.
Nota Bene:
1. Вербатим (от лат. verbatim — дословное, изреченное) — техника создания театрального спектакля, предполагающая отказ от привлекаемой извне литературной пьесы. Материалом для каждого спектакля служат интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат герои планируемой постановки.
2. Стендап (от англ. stand-up comedy) — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. Часто для таких выступлений организуются специальные комедийные клубы.