Pussy Riot
Надю Толоконникову я знал еще до группы «Война». Тогда она с Петей Верзиловым, Олегом Воротниковым и Наташей Сокол работала в ЦДХ в Музее кино. Ребята пригласили меня и мою группу «Гроздья виноградовы» озвучить немой фильм «Москва» М.Кауфмана, показ которого проходил во дворе ЦДХ.
Первая акция «Войны» с кошками в «МакДональдсе» мне очень не понравилась, поскольку я кошатник. А вот большинство последующих — даже очень. Например, акция в «Ашане» в отделе люстр «Пестель на х... не упал!», смысл которой недавно президент Путин исказил в беседе с Ангелой Меркель. Другая акция в день рождения Нади Толоконниковой и Нестора Махно 7 ноября — 40-метровая лазерная проекция на Белый дом. Да и акция «Х… в плену у ФСБ» на Литейном мосту — весьма и весьма!
Выступление Pussy Riot на Лобном месте произвело сильное впечатление — как будто храм Василия Блаженного ожил и запел-затанцевал
Собственно, про Pussy Riot я узнал, увидев их ролик выступления на троллейбусе и в переходе метро. Я ничего не знал об участниках, но выступление мне понравились неожиданностью выбора места и нарядами. Акция в храме Христа Спасителя особого впечатления не произвела, но она-то как раз и срезонировала сильнее всего — очевидно, попала в болевую точку.
90-е.
В 90-х российский акционизм осваивал достижения акционизма западного. Художники по большей части исследовали табуированные зоны, проверяли на прочность собственное тело. Акции носили характер проекта, проводились по случаю, а художники, за редким исключением (Д.А.Пригов, например), не занимались деятельностью, которая бы позволяла разрабатывать выбранную художественную стратегию и форму на протяжении многих лет. Самым ярким показателем успеха акции был резонанс в СМИ, которые с равным удовольствием освещали всё мало-мальски шокирующее, небывалое, экстравагантное независимо от художественной ценности.
С повсеместным распространением интернета в 2000-е об акциях стало возможным узнавать постфактум из ролика на Youtube или поста в чьем-нибудь ЖЖ, присутствие на самой акции публики стало необязательно, подчас крайне нежелательно. Очень часто сама акция превращалась в акцию в медийном поле, ролики, выложенные в интернете, имели очень отдаленное отношение к реально произошедшему событию, являясь смонтированными с наложенным звуком и помещёнными уже в виртуальный контекст самостоятельными квазихудожественными объектами. Скандальный ролик Pussy Riot не исключение.
Моя стратегия, начиная с самого начала в первой половине 80-ых, существенно отличалась, поскольку мистерия БИКАПО, которой я занимаюсь, требует реального присутствия зрителя, его внимания, сопереживания, а также непрерывной (на данный момент почти уже 30-летней) эволюции проекта.
Женская энергия
Сейчас в мире что-то существенно поменялось. Женская энергия становится главенствующей, в том числе и в искусстве. Не случайно именно женщины так мощно прозвучали в двух самых известных российских проектах: «Война» и Pussy Riot. Да и вообще, если посмотреть на современного молодого художника в сравнении с художниками 90-ых и раньше, видно, что поменялся антропологический тип людей, занимающихся искусством: легкость, подвижность, гибкость, текучесть, быстрота реакции — вот качества (по сути — женские) молодых художников, которые у художников предыдущего поколения не были так ярко проявлены по разным причинам.
Месседж
Смысл художественного посыла проявляется со временем, зачастую гораздо более глубокий, чем закладывали авторы. Или, наоборот. Впрочем, это справедливо и для искусства прошлого — настоящее произведение всегда многопланово и иррационально.
Сейчас актуальное искусство разжигает огонь. Зачем, для чего – иногда не понятно самим авторам
Собственную стратегию, направление деятельности и мировоззрение я время от времени высказываю в своих текстах-манифестах. Вот один из последних:
Введение в мир ангелов.
Мир ангелов – это тепложир и макробусы.
Макробусы делятся на спутников сопликаторов и хованщиков.
Мир спутников сопликаторов тёмен и заутентичен.
Его структурирует разнокожая епархиальная общность.
- Его обустраивает монотеистическая раздробленность корнеплодов.
- Его одушевляет краеугольная сморщенность дирижабр.
Мир хованщиков алиметричен и соплиментарен квазилинейной заприблудности, образуя лямбда-переход из одной углы в другую.
- Тепложир подкожно обстрекочивает баркламацию сиглобусов.
- Тепложир контрасенсивно сопряжён с вологнисовой природой сиглобусов первого цузафлия и аффлекативно матрирует конус быдын-мочал пси-гуталинов (п.-г.).
Через сопряжение тепложира и макробусов ангелы формируют пространство гамма-левитона и обретают способность галлюцимативно упорядочивать параментальную семисферичность сиглобусов.
Мир духов — это универсальная тематическая аглояма (У.Т.А.).
По степени разобщённости знаменателей различают три слоя У.Т.А.
Первый слой — нажор-запечатанный.
В самости духовидной завостренности происходят ужаса(е)мые верчи:
a) Крутобок-мигающая верчь многожучая;
b) Велобок-подмиг-рыгающая верчь чучухая;
c) Колбобок-задрыг-чихающая верчь подмякитная.
Через верчи первого слоя дух творит моркваш-быдын.
Второй слой есть суть калёсы мочал горнего мира.
Самодостаточность духовидной клейковидности прямолизуется на залипах струсел посредством меганом-подрясника (м.п.) и пси-гуталинов (п.г.).
Оседая на залипах и абстрагируя сиглобусы исключительной плотности, заверчи из состояния «моркваш-быдын» сифолюционируют в протон-сопли космической дислокации.
Третий слой сивоцентричен двум первым и монадно устремлён в корзяву бесконечной молодости, весны и красоты.
Здесь дух обретает разноконечность встроенных амплитуд и церебральную унавоженность.
Сила хром-духа огромна и симплицивна когерент-батискафу.
Сила хрям-духа огромна и симпульсивна долдо-сурепусу.
Сила дум-духа быдын.
Кастор-зучапло духа воистину неисчерпаемо и ассигмативно циригмату лефорточки G8.
Стигманавты духа обретают на перепутье лефорточек голосось лютую, что по всем хураметрам ассусимптоматически совсем неплохо.
Стигманавты духа галлюци(о)нируют быдын в сакрафатическую купель летуч-чувяк-батискафа.
Стрекочь уровня лефорточек G8 туматизирует перимать и пси-шалаш двулесым песнопением.
Подготовила Соня Шпильберг