16204
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
18188
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9721
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3069
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6141
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5321
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3274
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2417
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9246
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7603
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5864
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6372
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4248
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3265
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2621
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2558
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3204
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2351
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2374
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3671
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3204
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2366
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2058
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3583
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3519
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2356
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2384
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2724
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2568
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2411
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2582
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4643
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3338
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3059
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2581
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
08:00 12/11/2012 Инна Логунова 0 211

«Тело — это инструмент свободы»

Хореограф Саша Вальц о месте человека в танце и в обществе

Bernd Uhlig

— Ваша хореография часто вырастает из конкретного пространства. А как вы работаете с музыкой: подбираете ее под готовую хореографическую схему или все-таки музыка задает пластическую модель?

— Мои отношения с музыкой менялись на протяжении времени. Это происходило поэтапно. Сначала я очень тесно работала с композиторами, это был единый творческий процесс. Так было в спектакле «Травелог I — Двадцать к восьми», музыку к которому, как и к остальным частям трилогии написал Тристан Хонсингер. С Хансом Петером Куном у нас тоже сложился творческий дуэт. Среди прочего, он создал музыку для балетов Körper (нем. «Тело» — «МН») и noBody (игра слов: англ. «nobody» — «никто», «no body» — «без тела»). Работа над хореографией и музыкой шла параллельно, все было взаимосвязано.

Впервые уже существующую музыку я использовала в 2004 году, когда ставила Impromptus. Пожалуй, тогда для меня началась новая глава. Вообще этот балет задумывался как эскиз к другому амбициозному проекту — опере «Дидона и Эней». Я выбрала Impromptus Шуберта, потому что он состоит из небольших самостоятельных частей, сохраняя при этом драматургическую целостность. И это очень абстрактная музыка. При том, что она не создавалась как музыка для балета, она дала мне огромную хореографическую свободу. Это было удивительное чувство. Я смогла войти в диалог с этой музыкой. Я не пыталась ее «танцевать». Я хотела, оставаясь с ней в тесной связи, создать что-то другое, свое. Меня вдохновляло, что я могу позволить музыке влиять на меня, что я становлюсь частью вселенной Шуберта. Кстати, его биография нашла отражение в спектакле. Там нет персонажей как таковых, но есть скрытый намек на историю его жизни и отношения с отцом. Так что, хотя акцент в Impromptus прежде всего на музыке, некая событийность в нем подспудно присутствует.

А вообще для меня важно, чтобы энергия рождалась в движении, в танце, ч

«Тело — это инструмент свободы» Инжект

тобы она не определялась музыкой. Даже если музыка уже существует, я часто репетирую без нее. Только танцовщики и звук их тел.

Саша Вальц и ее гости

Саша Вальц родилась в 1963 году в немецком городе Карлсруэ. Изучала танец и хореографию в Амстердаме и Нью-Йорке.В 1993 году в Берлине основала труппу «Саша Вальц и гости» (Sasha Waltz & Guests), где вместе с хореографами и танцовщиками над постановками работают художники видеоарта, архитекторы и  музыканты. В 2000-2005 годах  Саша Вальц была одним из руководителей всемирно известного берлинского театра Шаубюне, основанного Петером Штайном. Творчество Саши Вальц отмечено французским Орденом Искусств и литературы и немецким Орденом Заслуг.

— В Берлине труппа Sasha Waltz & Guests сотрудничает с множеством разноплановых площадок, на которых вы создаете и показываете свои балеты, — от музеев до оперных театров. Какие новые пространства вы хотели бы освоить? 

— Таких много… Сейчас я очень жду премьеры «Диалога» в Калькутте. Я специально ездила туда, исследовала город, искала подходящие для проекта публичные пространства на севере Калькутты, где расположены исторические постройки. Старые колониальные здания, почти руины, просто завораживают.

— Танец метафоричен и зачастую рассказывает о вневременных вещах. Или скорее передает некие впечатления, образы от них. А как танец соотносится с настоящим?

— Я всегда стараюсь работать с универсальными темами. Они были актуальными тысячу лет назад. Они и сегодня требуют осмысления. Социальные вопросы, конфликты между людьми, человеческая телесность, образ нашего тела, знания о нем, тайны бессмертной души, — все это я перевожу на язык движения. Меня интересуют и вдохновляют повседневная жизнь и люди, вынужденные существовать в ее многоцветном хаосе.

На мое творчество оказывают влияние и глобальные потрясения. Череда кризисов — экологического, финансового, кризиса человеческих отношений — заставила меня задуматься и над тем, как общество и отдельная личность справляются с катастрофой. Как мы можем помочь другим людям? Ведь сострадание и взаимопомощь — вовсе не те ценности, на которых основан капитализм. С этими темами мы работаем в балете «Прилив и отлив» (Gezeiten), премьера которого состоялась в 2005 году после цунами в Индийском океане.

«Тело — это инструмент свободы» Инжект

— Что танцу дано и не дано выразить?

— В танце ты можешь очень многое рассказать о человеческих отношениях. Можешь найти и показать такие состояния человека, корни которых уходят глубоко в подсознание. То, что невозможно выразить с помощью языка, потому что он не способен достичь такого уровня поэтики. Высшую степень свободы, которую дает танец, я бы описала так: если искать глубоко, то можно найти то, что рождается в твоем теле, — эмоции. Они — животворный источник любого искусства. Я думаю, границ не существует. Если вы используете этот источник внутри вас, вы можете выразить любые движения души.

— К какой хореографической традиции можно отнести ваше творчество? Какие события, места особенно значимы для вас?

— С одной стороны, я продолжаю традицию немецкого экспрессионизма (Мэри Вигман). С другой, американского пост-модернизма в том виде, в котором он развивался после Мерса Каннингема: Judson Dance, Стив Пэкстон и Триша Браун —контактная импровизация всегда была для меня одним из ключевых элементов. Эти две противоположные традиции причудливо сочетаются в моем творчестве. Также большое влияние на меня оказали голландские педагоги,  например, Симона Форти.

Что касается людей, мест и событий, которые меня в разное время вдохновляли, я бы назвала Школу нового развития танца в Амстердаме (ее представитель Симона Форти — лишь один пример), Школу искусств в Дартингтоне, Англия, Буддийский университет в Боулдере, штат Колорадо. Из городов — Нью-Йорк и Берлин. Из событий — падение Берлинской стены и ее последствия, 9/11, арабская весна, цунами. А также путешествия по странам другой культуры — Азии, арабскому миру, Израилю, Палестине.

«Тело — это инструмент свободы» Инжект

— В балете «Дидона и Эней» часть действия разворачивается в воде. Каким образом вода повлияла на хореографический язык в этой постановке?

— Вода с ее сопротивлением затрудняет одни движения, а другие, наоборот, делает более свободными. А в остальном подводная хореография была для меня средством воплощения творческого замысла — погружения в историю.

— Насколько для вас важно техническое совершенство танца?

— Конечно, в широком смысле техника важна. Но для меня это не главный критерий — сегодня многие танцовщики очень техничны, в том числе и в современном танце. Кстати, буквально пару лет назад ситуация была другой. Меня больше всего интересует личность исполнителя, а также то, что он может привнести в труппу, то, чего раньше в ней не было. Это может быть некая психологическая особенность, характерный язык тела или уникальный взгляд на мир. Кроме того, мне очень важны активная социальная позиция и осознание ответственности перед обществом. Наконец, подбирая танцовщиков в труппу, я всегда думаю о том, как они будут дополнять друг друга.

— У вас есть предложения поставить балет в России?

— С нетерпением жду начала проекта в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Меня пригласили поставить авторскую версию «Весны священной». Премьера намечена на май 2013 года и приурочена к столетию «Весны священной» в хореографии Вацлава Нижинского.

— Как танцовщик и хореограф, можете ли вы сказать, что знаете пределы возможностей человеческого тела?

— Тело — это инструмент свободы. Начав с выражения своей внутренней сущности, мы можем постепенно изменить общество, его подавляющую природу. Социальные коды, мода, новые формы взаимодействия между людьми — все это возможно изменить, по-новому взглянув на телесность. Умение слушать и слышать свое тело поможет людям сохранить связь с внутренним голосом, с интуицией — другими словами, со своей судьбой. Наше тело — это инструмент диалога со своим я. Следуй за ним и направляй его, попытайся быть одновременно хозяином и учеником своей судьбы.

Программа фестиваля NET-2012

14 ноября: Octopus, компания «DCA – Филипп Декуфле», Франция. Хореография и постановка Филипп Декуфле

19 и 20 ноября: «Завещание», компания She She Pop, Германия

20 и 21 ноября: «Сон в летнюю ночь», «Седьмая студия», Россия. Режиссер Кирилл Серебренников

21 и 22 ноября: «Шинель», театр «Кредо», Болгария. Постановка  Нина Димитрова, Васил Василев-Зуек, Светлозар Гагов

23 ноября: «Триумф любви». Режиссер Галин Стоев (Болгария/Бельгия)

23 и 24 ноября: «Проба грунта в Казахстане», театр «Римини Протокол», Германия-Швейцария. Режиссер Штефан Кэги

24 и 25 ноября: Shoot/Get Treasure/Repeat, театр Post, Россия. Режиссеры Дмитрий Вострелков, Семен Александровский

26 и 27 ноября: Improptus, компания «Саша Вальц и гости», Германия. Хореограф Саша Вальц

1 и 2 декабря: «Кристина» («Фрекен Жюли»), театр «Шаубюне», Германия. Режиссеры Кэти Митчел и Лео Варнер

2 декабря: «Иллюзии», театр «Практика», Россия. Драматург и режиссер Иван Вырыпаев