О причинах перемен в столичных театрах «МН» рассказал глава департамента Сергей Капков.
— Прежде чем принять решение о назначении Серебренникова, вы оценивали работу театра Гоголя. На основании каких критериев?
— Мы принимали во внимание мнение экспертов «Золотой маски» и Союза театральных деятелей. Впрочем, это примерно одни и те же люди. Проводились социологические опросы. Также мы смотрели на цитируемость и упоминания в СМИ, сколько и как пишут о спектаклях. Объективный показатель — количество новых постановок. В прошлом сезоне они выпустили один новый спектакль.
— Бюджет театра был достаточным для подготовки премьер?
— В прошлом году бюджетное финансирование составило 79 млн рублей, это большая сумма. Еще 18 млн театр заработал — на билетах и предоставлении сцены антрепризным спектаклям.
— В чем суть новой концепции театра?
— Мы ее презентуем в конце года. Два месяца будут играть существующие спектакли, а потом мы закрываем театр на легкий ремонт.
— Но у вас уже есть понимание этой концепции?
— Есть.
— Вы не хотите пока о ней говорить?
— Вы понимаете, это не моя епархия. Это вопрос к Кириллу Семеновичу Серебренникову. Он много на эту тему говорил. У него есть проекты работы с арт-резидентами, создания дискуссионных клубов. Его идея в том, что театр должен быть открыт с трех часов дня до закрытия метро.
— То есть речь идет даже не столько о театре, сколько культурном центре?
— Ну почему же, все это укладывается в концепцию театра. Взять, например, театр «Практика». Их событийная программа включает в себя очень разные вещи — от творческих мастер-классов до развивающих занятий с детьми и уроков йоги.
— Вы планирует выделять дополнительные суммы на развитие театра им. Гоголя?
— Надо сначала разобраться с этим бюджетом. Это большая сумма, между прочим.
— Планируется ли реформирование других московских театров?
— Я объясню принцип. Наверное, в вашем понимании это реформа, а в нашем — просто системная работа. Во-первых, мы у всех театров запросим их концепции, чтобы понимать, какую социальную миссию несет каждый из них. Во-вторых, у нас больше не будет бессрочных контрактов с художественными руководителями театров. Договоры будем заключать на три-пять лет. Перед нами стоит задача классификации 88 московских театров. Мы их разделим на несколько условных категорий. Во-первых, это театры, имеющие статус национального достояния, такие как «Ленком» и «Современник», например. В отдельную группу войдут детские театры — Театр Терезы Дуровой, «Зеленая лампа», театр «Мост» — всего порядка пятнадцати. Для них будет определена своя концепция и сформулированы соответствующие требования. Здесь мы работаем совместно с Департаментом образования. Еще одна категория — театры-эксперименты, где ставят современные пьесы. Сюда, среди прочих, попадают театр «Практика» и Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Будет отдельная программа по малым площадкам больших театров. Также надеемся создать так называемые открытые площадки, то есть площадки без труппы на манер Театрального центра им. Вс. Мейерхольда.
— На какое время рассчитан этот проект?
— Проект масштабный, мы планируем воплотить его за два года.
— Какие из московских театров ждет смена руководства или структурные изменения уже в ближайшее время?
— Зачем об этом говорить? Следите за новостями в интернете.