20533
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22824
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8154
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12098
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7953
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4368
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2869
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
16:52 24/04/2012 Сергей Хачатуров 0 62

Современное искусство готово встраиваться в интернет

В российской арт-жизни происходят естественные изменения

Артема Житенева

Приходите на «Винзавод», где обитают три старейшие московские галереи (XL, «Гельман», «Айдан»), о закрытии которых раструбили СМИ, хоть через полгода. Увидите их на том же месте. Только на вывесках «Айдан» и «Гельман» вместо слова «галерея», будет значиться «студия» (в случае с «Айдан») и «культурный альянс» (в случае с «Гельман»). XL останется галереей, просто расширит свою деятельность в формате некоммерческого проекта XL Projects.

 

Именно с объяснения галеристами Еленой Селиной, Айдан Салаховой, Маратом Гельманом этих форматных изменений и началась вчерашняя дискуссия в артцентре «Винзавод». Прошла она в целом не минорно и завершилась танцами.

 

Конечно, тревога в речах участников была заметна. Звучавшие из уст галеристов нерадостные аргументы в принципе совпадают с теми, что изложены в материалах «МН» от 19 и 23 апреля. Это и противоречия между стратегиями contemporary art и консервативным арт-рынком. Это и отсутствие четких системных принципов в работе с современным искусством (совриск), которое так и не осознается в России базовой ценностью культуры. Это и равнодушие власти, которая охотнее судит «актуальных» художников за хулиганство, чем поддерживает актуальное искусство. И средний класс (потенциальные покупатели «сложного» искусства) не сформировался. И отток из страны людей с капиталом и/или интеллектом велик. И консерватизм входит в моду. Причины на поверхности и не новы уж лет как пять (с начала кризиса). Однако ими все не исчерпывается. Переформатированию трех ветеранов галерейного дела Москвы имеются объяснения и другие, совсем не столь однозначно негативные, во многом естественные, независимые от «плохого» государства и нечувствительных к совриску граждан.

 

Вернемся к истокам. Очень точно сказал Марат Гельман: все три галереи возникли тогда (в переходные от советского к капиталистическому режиму годы), когда рынка не было и в помине. И это первый парадокс функционирования нашей арт-системы. В отсутствие рынка позволяют себе роскошь заниматься лабораторным проектированием, экспериментами, не требующими денежной отдачи, общественные или государственные институции, живя на гранты и дотации. Но у нас продюсированием явно не «продажного» искусства в 90-е начали заниматься встроенные в товарно-денежные отношения, в бизнес-план галереи. Они были радикальными и предпочитали иметь дело с заведомо неаттрактивным, непонятным широкому зрителю искусством. Кто в 90-е купил бы кусающегося Кулика или гигантский оплавленный объект из компьютерных мышей и мониторов? Огромная заслуга галерей в том, что по прошествии двадцати лет о Кулике знают не меньше, чем об Алле Пугачевой, а на плавленые компьютеры или куб из цветного пластилина смотрят с уважением. Однако больших денег это сочувствие не приносит. И не принесет нигде. Вполне нормально, что такие жанры совриска, как акционизм, перформанс, видео-арт поддерживаются во всем мире благотворительными фондами или государственными институциями. То, что в фонды превращаются галереи-ветераны, естественный и закономерный процесс. Двадцать лет они тянули лямку за всех сразу (выполняя просветительские и музейные, и исследовательские, и галерейные функции). Теперь имеют право сосредоточиться только на исследовательских и лабораторных. Именно поэтому им необходимо стать фондами: галерея по определению коммерческая структура, получать гранты и дотации от государства не может.

 

Второй парадокс вытекает из первого: даже в благополучные и стабильные годы галереи-ветераны получали прибыль по минимуму. Сейчас в лучшем случае работают в ноль, в худшем — платят за работу галереи сами, из своего кармана. Айдан Салахова отметила, что статус галереи накладывает неизбежные обязательства: регулярно осуществлять проекты, участвовать в международных ярмарках (взнос около 30 тыс. долл.). Ежемесячный расход галереи (от аренды помещения до трансфера купленных работ) порядка 20 тыс. долл. Чтобы иметь прибыль, надо продавать ежемесячно на 60–80 тыс. у.е. А это нереально. Фонд требует куда меньше денег.

 

Третий парадокс: сегодня современное искусство в России вписано в культурную жизнь намного прочнее, нежели в «благословенные» 90-е. Новые галереи появляются. В почтенных старинных вузах (типа МГУ, Строгановской академии) дисциплину contemporary art преподают. Музеи открываются. Проекты делаются. По мнению директора «Винзавода» Елены Пантелеевой, освобождение от необходимости крутиться в механическом колесе артбизнеса позволит жить куда более насыщенной творческой жизнью. Ныне в Москве представлены все сегменты галерейного дела. В ходе дискуссии выступали руководители тех галерей (FineArt, Photographer.ru), которые связаны со средним ценовым регистром продаж и покупок. Они выставляют либо фотографии, либо графику, либо небольшие работы художников, преданных традиционной технике (холст, масло...). По уверениям этих галеристов, слухи о кончине рынка сильно преувеличены.

 

Похоже отзываются о ситуации руководители тех галерей, чей менеджмент максимально приближен к высоким западным стандартам: не ограничиваться родными именами, привозить топовое современное искусство мира, ставить акцент на техническом качестве, перфекционистской «сделанности» работ, расширять территорию присутствия в разных странах. Так живет, например, размещающаяся на «Винзаводе» галерея «Риджина». Один из ее руководителей, Михаил Овчаренко, в частной беседе рассказал об успехе галереи и в Москве, и в лондонском филиале. На высказанное мною замечание, что переформатирование старейших московских галерей, возможно, связано с их работой с очевидно непродающимся искусством, Михаил Овчаренко ответил: «То, что сейчас произошло, является следствием их деятельности на протяжении последних лет. А уж насколько эта деятельность была рациональной, не мне судить».

 

А в принципе права Айдан Салахова. Ведь традиционный галерейный бизнес во всем мире сейчас под вопросом: «Наступила абсолютно новая эпоха — эпоха интернета. Поэтому мы должны ориентироваться на новые тенденции медийности — присутствие в интернете, социальных сетях и СМИ». Так что будем общаться по-новому. В незабвенном фильме Ролана Быкова Айболит — Олег Ефремов — вдохновенно пел: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Умный был лекарь!