Замечательный танцовщик, слишком рано (в 52 года) покинувший этот мир, давно стал для его детей поводом для того, чтобы напоминать о их собственных свершениях. Под маркой фонда Мариса Лиепы проходят сборные концерты и премьеры спектаклей в рамках проекта «Русские сезоны XXI век». Начало апреля было отмечено очередной вспышкой активности — в Петербурге со 2 по 5 апреля показывали концерт в БКЗ «Октябрьский» и спектакли в Михайловском театре, в Москве 12 апреля — гала-концерт в Большом театре. Большой при этом выступал в роли съемной площадки — то есть за художественные достоинства представления не отвечал.
В Петербурге 2 апреля случился скандал — на концерте был обещан Николай Цискаридзе, но танцовщик заболел и приехать не смог; значительная часть публики потребовала деньги обратно и получила их, таким образом, продемонстрировав свое отношение к проекту (люди пришли посмотреть на действующую звезду а не на бренд «Лиепа»). В Большой не приехал обещанный на афише Мануэль Легри — этуаль Парижской оперы, ныне венский худрук, но бунта не наблюдалось, Цискаридзе был на месте, компанию ему составляли Виктория Терешкина, Евгения Образцова и Владимир Шкляров — и публика отсутствие Легри пережила спокойно.
У мемориального концерта, что возник почему-то в год, когда Марису Эдуардовичу исполнилось бы 76, не было ни внятной концепции, ни толковой режиссуры. Лиепа-старший был легендарным Крассом в «Спартаке» — однако в его честь в концерте Марианна Рыжкина и Михаил Лобухин показали адажио Спартака и Фригии, с которыми Красс, так сказать, боролся. Хорошо, что Цискаридзе с Викторией Терешкиной напомнили о «Легенде о любви», но практически вся остальная программа являла собой набор избитых классических па де де. Марис Лиепа в глухие советские времена интересовался новой хореографией, старался даже в тех условиях разыскать что-то свежее — но сегодня, в эпоху в балете гораздо более открытую, артисты снова выходили в па де де из «Корсара», «Дон Кихота» и «Лебединого озера».
Даже «Видения розы» не было. В давние времена Лиепа-старший под маркой «восстановления» показал этот балет, выцарапывая его из запретов, действовавших на спектакли дягилевской антрепризы. Это была одна из самых неудачных его ролей — мужественный и властный танцовщик диковато смотрелся в партии изнеженной Розы, но таким образом артист открыл возможность для других наших артистов исполнять этот балет. И, к сожалению, положил начало бизнесу сына, что теперь «восстанавливает» балеты дягилевской антрепризы в промышленном количестве и качестве, что явно заставляет знаменитого импресарио вертеться флюгером на венецианском кладбище. Так вот, даже этого маленького балета не было, хотя он был заявлен в программке.
Зато были многословные приветствия Андриса Лиепы спонсорам и патетическое выступление Илзе Лиепа, зачитывавшей фрагменты своей книги об отце. И, к счастью, была кинохроника, в которой можно было видеть, как далеко иногда падают яблоки от яблони. Абсолютная харизма Мариса Лиепы захватывала с первого кадра, и танцовщик с экрана правил залом. Залом того театра, для славы которого он так много сделал и который так и не удосужился сделать пристойный вечер его памяти, отдав эту честь самовлюбленным потомкам.