Когда-то знаменитый советский архитектор-неоклассик Иван Владиславович Жолтовский неожиданно вдруг прервал правильный карниз спроектированного им дома на Смоленской площади. На вопрос «почему?» мэтр ответил коротко и ясно: «Тема устала». Совершенно теми же словами можно объяснить проведение и результаты подготовленного Минкультом совместно с Государственным центром современного искусства VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация».
В прошлом году «Инновации» неплохо подыграл скандал, связанный с выдвижением и конечным выбором в лауреаты группы политических акционистов «Война». В этом году ничего скандального в составе финалистов не наблюдалось. И правил бал усталый стиль, который допустимо назвать постконцептуализм. Его кредо можно определить так: новая старость. Самые обаятельные работы случились в главном разделе «Произведение визуального искусства». Инсталляция Витаса Стасюнаса называется «Ордер». Это работа напоминает жилые дома и квартиры, когда из них съезжают люди. Ничего нет — пустые стены с проявившимися на обоях следами предметов обстановки: картин, часов, коврика над кроватью, телефона. Да еще обрывки электропроводки, гвозди, крюки, проволока. Пронзительная работа о выветрившейся памяти. Столь же пронзительна и инсталляция Андрея Кузькина «Все впереди!». Все вещи из своей мастерской, а также мобильный, одежду и даже собственные волосы художник прилюдно упаковал в 59 металлических ящиков, которые затем заварили. Ящики могут быть вскрыты через 29 лет, когда станет взрослым сын художника. Для автора проект важен как опыт «проскальзывания во времени — в прошлое и будущее, попытка взглянуть на себя с того берега...»
Группа «МишМаш» сотворили иероглифическую таблицу элементарных частиц городской архитектуры Екатеринбурга, абстрактные знаки реальных архитектурных достопримечательностей города. Тоже игра со временем — аналогия с архаическими петроглифами первобытных культур или египетскими книгами, в которых никто, наверное, ничего уже не поймет.
Екатеринбургское объединение «Куда бегут собаки» предложило перформанс: многочасовой процесс вязания бабушкой разных вещей по схеме, сгенерированной по двум параметрам, составляющим множество Мандельброта.
Наконец, лауреат премии в номинации «Произведение визуального искусства» Александр Бродский (самая большая сумма выигрыша – 800 тысяч рублей) с проектом «Цистерна» совершенно идеально вписался в тренд «старость – единственная наша радость». В расположенной в подземелье галерее Collector (цилиндрической формы) Бродский с присущим ему артистизмом попытался в течение двух недель представить зрителю производство ностальгической пустоты как напоминание о несуществующих или давно ушедших в толщу времени и культурного слоя пространствах загадочных дворцов, башен и т.п. А сделал это просто: сымитировал окна на стенах глухого бетонного пространства коллектора. Закрыл развешанные на разных уровнях коллектора лампы (лайт-боксы) трепещущими занавесочками. Вышло, как будто и взаправду подземная ископаемая башня выдвинулась наружу и стала освещаться естественным светом.
Вот эти «ископаемые» сюжеты и геронтократия с завидной последовательностью определили список главных претендентов на премию «Инновация» этого года. Причина, мне кажется, в том, что у экспертного совета нет доверия тем методам творчества, что довольно далеко отстают от постконцептуализма. Совсем непроходными оказались те мастера (знаю сам, потому как номинировал от Московского государственного университета), которые по-новому осмысляют формотворчество в жанре картины, скульптуры, акцентируют то, что профессор Сергей Даниэль называет «зрительное мышление». Доверия у высокого ареопага этим художникам нет. Потому и сам ареопаг чем-то напоминает членов Политбюро на трибуне мавзолея.
О других номинациях скажу коротко. В «Кураторском проекте» выиграла хорошая выставка «Невозможное сообщество» Виктора Мизиано (подробная статья о ней — в «МН» от 26 сентября). В Номинации «Теория. Критика. Искусствознание» победил Андрей Фоменко с книгой «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства». В номинации «Региональный проект» выиграло художественное исследование реальности Восточной Европы «Анклав», подготовленное Балтийским филиалом ГЦСИ совместно с варшавским Центром современного искусства «Уяздовский Замок». В «Новой генерации» премию получила Таус Махачева с фильмом о субкультуре стритрейсеров «Быстрые и неистовые». Кроме того, почетная награда и денежная премия в размере 600 тыс. руб. была вручена классикам московского концептуализма Игорю Макаревичу и Елене Елагиной, которые стали обладателями приза в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». Почетной награды в номинации «За поддержку современного искусства России» удостоился президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Денежный эквивалент премии в этом году существенно вырос, а призовой фонд конкурса составил 3 миллиона рублей: полтора миллиона выделило Министерство культуры РФ, еще полтора — спонсоры.
Надо сказать, что проходившая в центре дизайна ArtPlay сама церемония награждения тоже получилась какой-то усталой и вялой. Члены жюри неловко шутили, зрители скучали. Куда интереснее было прийти к самому финалу, посетив до этого сольный концерт выбранного как раз профессиональным артсообществом в качестве своего лауреата Конкурса Чайковского выдающегося молодого пианиста Александра Лубянцева, что проходил с аншлагом в БЗК. Он играл музыку прошлого и позапрошлого века (от Бетховена и Шопена до Рахманинова и Прокофьева), но ни о какой усталости и старости и речи быть не могло. Потому как его звук так же чист, благороден, мудр и красив, как цветовые нюансы на картинах Антуана Ватто. А Ватто молод всегда.