— Скоро министр Александр Авдеев покинет свой пост, и в России будет новый министр культуры. Каким, по вашему мнению, сегодня должен быть министр?
— Во-первых, я считаю, что лучше бы было объединить культуру и информацию в одном ведомстве...
— Похоже, что именно это и хотят сделать.
— Кроме того, я считаю, что министр культуры должен меньше заниматься хозяйством и больше — смыслами, идеологией в широком смысле. Сейчас Минкульт управляет даже не бюджетными деньгами, а госучреждениями.
А нужно определить основные приоритеты, и тогда все остальное постепенно будет подстраиваться под это решение. Вот как во Франции приоритетом объявлено сохранение французского языка, и все программы — национальные, международные — затачиваются под эту цель. И нам нужна целеполагающая идея. Хотя бы тот же русский язык или вопрос ориентации культуры на детей — значит, надо заказывать спектакли для детей, создавать гранты для детских книг, ну и так далее То есть должна быть сквозная тема.
— А насколько политика Минкульта зависит от личности?
— В России все зависит от личности... Конечно, министр может многое сделать, если только не даст над собой довлеть.
— А это возможно?
— Ну вот я же не даю...
— Насколько я понимаю, у вас в московском правительстве вся система иначе построена.
— Да, Собянин — он высококачественный бюрократ. Он такую визу накладывает на документ, что всем, вплоть до самого низшего звена, понятно, что именно нужно делать. Мне рассказывали, что Лужков визировал так — прошу помочь Ну и думай, как именно помочь, чем, кому У Собянина всегда подробно расписано, что нужно сделать, кому, чья ответственность, когда отчитаться.
— А для министра что важнее — быть бюрократом-чиновником или творцом, мыслителем?
— Для министра важнее всего иметь общественную поддержку, тогда он сможет проводить политику в интересах общества. Потому что если он будет только бюрократом, он будет лишь дисциплинированно исполнять распоряжения власти, а власть всегда заинтересована в том, чтобы все структурировать, сделать все простым и понятным.
— А вы могли бы быть министром культуры РФ?
— Слишком сильно пришлось бы себя ограничивать. Нет, я не готов.
— А может ли наше общество заставить себя слушать? Говорят, что интеллигенция в принципе не способна объединиться...
— А это и не нужно. Задача управления — создать свободную атмосферу для всех. Галина Волчек мне говорила, что на ее памяти единственным министром, занимавшимся культурной политикой как системой, была Фурцева. Она хотя и была не слишком образованным человеком, слушала всех и пыталась удовлетворить разным потребностям: кому — Высоцкого на Таганке, а кому — Дом офицеров. Клубы сельские строились повсеместно — с одной стороны, а с другой — нашли кинотеатр для будущего театра «Современник» — работайте! Да, были сложности, но, говорит Волчек, уезжать ей никогда не хотелось и во внутренний отказ она не уходила.
— Увы, было много других людей, которым и уехать хотелось, а кое-кому и не хотелось, да пришлось. А уж внутренний отказ для многих был единственным способом жить.
— Всегда есть люди, которые недовольны, — это нормально. В общем, это вопрос выбора. Я готов ради результата подавлять свои желания и, например, приходить на работу к восьми или ходить в галстуке и делать что-то другое теоретически неприятное, но необходимое Хотя наши люди в принципе не слишком желают сотрудничать с властью. Это проблема.
— А кого вы сами считаете нужным слушать, как общество должно диктовать министру свои условия?
— Я лично предпочитаю слушать журналистов. У них картина мира более объемная, они в курсе всех новостей, владеют информацией... У многих людей искусства, к сожалению, взгляд на мир слишком ограничен их областью, узким кругом интересов. Кстати, и с писателями тоже очень интересно разговаривать...
«Для министра важно иметь общественную поддержку»
Все материалы сюжета
Новая интеллигенция
Глава столичного департамента объяснил «МН», чем должен заниматься министр культуры
Наверх