Второй сезон сериала «Шерлок» 2 января покажет в России Первый канал, всего на день позже премьеры на ВВС1. Британский сериал вышел летом 2010 года и довольно скоро стал международным хитом. В России его показали сразу после английской премьеры, и даже самые горячие приверженцы Василия Ливанова (включая кое-кого из съемочной группы легендарного фильма) признали: британцы громко и красиво сделали своего героя – героем. «МН» расспросили автора идеи и сценариста «Шерлока» Стивена Моффата о том, из чего сделан герой XXI века.
- Если сравнить главных персонажей в самых популярных сериалах нулевых – Хаус (House MD), Лайтман (Lie to me), Шелдон (Big Bang Theory), Шерлок (Sherlock) – то получается, что высокофункциональный социопат – настоящий герой XXI века...
- ...почему же, герой XIX века! Если говорить о Шерлоке. Идея не так уж свежа, это еще викторианские истории про высокофункционального социопата.
- Безусловно, но я говорю о глобальном запросе общества на определенный тип героя. Например, в 80-е был востребован рубака-парень, который спасает мир/город/семью/любимую от подонков всех видов и мастей. Этот герой решал проблемы с помощью оружия и грубой силы, а не интеллекта. И самое важное – этот герой любил людей, которых спасал. Он радел за общество и хотел восстановить правила игры. Герой, о котором говорю я, Шерлок – людей не любит демонстративно, и играть по правилам общества отказывается.
- Я все равно не думаю, что это специфика времени. Персонаж Шерлока Холмса существует уже больше ста лет; мы лишь сделали новейшую версию. Но сама идея недружелюбного героя, холодного, опасного, - существовала всегда. Просто она не доминировала. Всегда будет больше джеймсбондообразных героев – доброжелательных, приветливых, улыбчивых.
Я бы предположил, что главный психологический крючок, за который цепляет зрителя такой персонаж, как Шерлок, - тест на интересность. Каждый хотел бы понравиться Шерлоку Холмсу, потому что Шерлоку Холмсу не нравится почти никто.
Другой важный момент состоит в том, что несмотря на маргинальную репутацию и образ жизни, Шерлок – счастливый человек. Ему решительно комфортно быть таким, каков он есть, как бы социум ни высказывал свое «фи». Согласитесь, это чертовски захватывающе – история о счастливом социопате.
- Захватывающе не то слово! В сравнении с теми же Хаусом и Лайтманом Шерлок выигрывает именно за счет того, что не страдает от своих особенностей. Он давно и успешно с собой договорился. Но есть и еще одна важная деталь: Шерлок состоятелен не только интеллектуально, но и физически. Если доктор Хаус – олицетворение мощи интеллекта при немощи тела, то Шерлок – та синергетическая точка, где сходятся интеллект и физика, тело и дух. У него характерная внешность интеллектуала: высокий лоб, длинные пальцы, тяжелый подбородок, эктоморфное строение тела. Но при этом он физически подминает под себя пространство.
- И это мы тоже взяли из Дойля! В первоисточнике постоянно указывается, что Шерлок прекрасно физически развит, боеспособен... Об этом просто забывали на протяжении долгого времени. Нас почему-то убедили, что Шерлоку Холмсу должно быть пятьдесят. А Дойль ясно указывает, что в начале описываемых событий ему нет и тридцати! Это молодой мужчина, который находится в блестящей форме и при случае может успешно помахать кулаками.
Говоря о драматургии... обычно бывает как: если персонаж блистателен и гениален, но при этом дурно обращается с людьми, он обязательно должен быть несчастным – своего рода в наказание. Шерлок чудовищно ведет себя с людьми, они отвечают ему тем же, но он совершенно не видит в этом проблемы. И зритель знает, что Шерлок никогда не «прозреет» и не «раскается».
- И как по-Вашему, не эта ли черта так привлекательна для людей? Что можно быть грубым, возмутительным, странным, ненавидимым – и при этом все равно счастливым?
- Конечно. Но при условии, что в этой картине мира обязательно присутствует Ватсон. Я уверен, Шерлока рано или поздно снесло бы с рельс, не повстречайся ему хороший друг. Что важно, очень порядочный и добрый друг.
- Еще немного о внешнем образе Шерлока. Вы не только вернули ему молодость и силу, но и сделали изысканным модником. Получается интересное сочетание: Шерлок заявляет, что печётся исключительно о мозгах, но при этом и про имидж не забывает.
- Я бы не назвал его модником. Он хорошо выглядит, это да. Но по сугубо практическим причинам: ему нужно появляться в публичных местах, говорить с людьми... Он не может прийти на место преступления и опрашивать свидетелей, выглядя, как бомж. Люди скорее согласятся на диалог с дорого и стильно одетым человеком. Чистый расчёт, как всегда в случае Шерлока. Ну и конечно же, без всяких сомнений, стопроцентно и сверхконкретно – он обожает быть в центре внимания. Шерлок всегда должен быть самым важным человеком в комнате. Выше всех, ярче всех, умнее всех... И опять же, все эти черты есть в первоисточнике. Дойль описывал стильного, привлекательного молодого мужчину, об этом просто давно не говорили, и еще давнее не показывали. Если Бенедикт (Камбербэтч. – прим.авт) будет играть Шерлока Холмса еще двадцать лет, то как раз станет таким, каким его обычно изображают.
- Представляю поседевшего Шерлока, с морщинистым лбом...
- Нет, что Вы, Шерлок наверняка будет закрашивать седину! (смеется) Он же тщеславный!
- Дойль еще очень ярко описывал, как Шерлок скучает. Вы это не менее ярко показали. Но у Вас Шерлок не выглядит так уж страдающим от своего «интеллектуального застоя». Опять рисуется?
- Нет, тут он как раз искренен, ему действительно тяжело ничего не делать. Это очень увлекающаяся натура, в том смысле, что он бесконечно увлечен своей профессией. Он становится так сварлив и раздражителен без работы, потому что ему не на что переключиться. Совсем неоригинально, многие из нас такие же... но, в отличие от нас, Шерлок не видит ни единой причины это скрывать. Он прекрасно знает о традициях общественного поведения, просто не считает нужным им следовать.
- А Вам не кажется интересным, что, судя по международному успеху «Шерлока», общество, видимо, одобряет это не-следование традиционным правилам общественного поведения?
- Опять же, нельзя выключать из картины Джона Ватсона. Неизвестно, как бы понравился публике Шерлок Холмс, будь он сам по себе. А когда есть Ватсон – есть равновесие.
- Помню, Вы называли Ватсона «моральным компасом» Шерлока.
- Ватсон прекрасно очеловечивает Холмса, демонстрируя своим примером, что тот способен на серьезную глубокую привязанность.
- Шерлок не нравится многим, но некоторым очень даже нравится, и совсем не только Ватсону. Те же миссис Хадсон, Молли, владелец ресторана Анжело...
- Нам нужно было обозначить предысторию героя. Как он создавал профессиональную репутацию, как и где зарабатывал деньги. И мы узнаём, что его поддерживают те, кому он в своё время помог. Кстати, я бы не стал так уж однозначно говорить, что Шерлока все не выносят – нет, его не выносят определенные люди. Кому-то он может показаться просто экстравагантным. А для людей здравых и ироничных Шерлок Холмс - вообще очень интересный собеседник. Он говорит то, что думает, он умён, у него отличное чувство юмора. Если вас не шокирует искренность, вы готовы слушать правду о себе в лицо, и у вас нет предубеждения, что в микроволновку нельзя класть человеческие глаза, то Шерлок Холмс – прекрасная компания. Просто большинство людей не готово с ходу к тотальной искренности. А между тем, Шерлок, возможно, нашёл идеальный способ заводить настоящих друзей. Миссис Хадсон, Джон Ватсон, инспектор Лестрад – чудесные люди и настоящие друзья Шерлока, потому что другие рядом с ним просто не задерживаются.
- Так может, настоящая искренность действительно лучше ритуальных реверансов?
- Вовсе не уверен. И потом, это же просто прекрасно написанный, увлекательнейший персонаж. Персонаж, на которого вы обожаете смотреть по телевизору, но с которым, скорее всего, вы навряд ли захотите столкнуться в переполненном автобусе. Я сам вряд ли смог бы дружить с Шерлоком Холмсом.
На людей, которые нарушают правила, всегда очень увлекательно смотреть. Более того, если вы сравните героев в большинстве криминальных сериалов, то это почти всегда непонятые индивидуалисты, которые играют в свою игру.
- У меня есть странная мысль, что Шерлок очень похож на молодых Битлз времен A Hard Day’s Night. Начиная от типажа и заканчивая дикой энергией и увлеченностью своим делом...
- ...думаете, битлы взяли бы его пятым? (долго и с удовольствием смеется) Ооо, боюсь, это была бы ужасная группа, «Шерлок и Битлз». Они бы пели и играли, а он бы уселся прямо на сцене и с раздражением спрашивал: «Что я вообще здесь делаю? Что это за жуткая музыка? Поставьте уже кто-нибудь Вагнера!»
- А какой Вы видите себе семью Холмсов?
- Уверен, что у братьев были очень любящие родители, конкретно у Шерлока были сверхлюбящие родители, которые слишком многое ему прощали, и в результате он вырос совершенно не социализированным человеком. Вся его социопатичность, на мой взгляд, происходит от родительской гиперлюбви.
- Многие российские зрители гадают, покажете ли Вы в втором сезоне эту грандиозную женщину, мать двоих гениев, Майкрофта и Шерлока.
- Ммм... Для меня главным было показать, что у такого самоуверенного и безнадежно бессердечного человека, как Шерлок Холмс, вполне могла быть любящая мать, которая говорила ему: не переживай, с тобой все в порядке, ты такой, каков ты есть. Принято считать, что холодные и равнодушные люди вырастают у холодных и равнодушных родителей. На мой взгляд, всё наоборот. У таких родителей скорее вырастет человек, отчаянно нуждающийся в любви, который будет добиваться расположения любыми способами. А вырасти абсолютно уверенным в себе, властным и надменным может только ребенок очень любящих родителей. Поэтому когда вы смотрите на Майкрофта и Шерлока, вы видите парочку неслыханно избалованных детей. Обратите внимание, Шерлок же абсолютно убежден, что мир всё ему должен: еду, жильё, развлечения, работу, интересных людей... Не удивлюсь, если он окажется каким-нибудь дальним родственником королевской семьи.
Помню, я смотрел какой-то голливудский фильм про молодого Шерлока Холмса. И там он ходил в одну школу с Джоном Ватсоном! Тогда я понял, насколько мало американцы понимают в английском обществе. Это немыслимо - представить, что Джон и Шерлок могли оказаться в одной школе! У них же колоссальная разница в социальном происхождении!
- Есть мнение, что Шерлок – это идеальный кидалт, которому уже за тридцать, а он и думать не думает о семье, занимается любимым делом, получает удовольствие от жизни и ни за кого, кроме себя, не отвечает. Очень современный типаж.
- Но многие герои так живут, неправда ли? Было бы ужасно грустно прийти на следующий фильм о Джеймсе Бонде и обнаружить, что он женился, устроился на работу, и теперь жена сердится, когда он не приходит вовремя из офиса. Все интересные истории вертятся вокруг необычных людей с необычной жизнью. Шерлок живёт на детском импульсе «делаю только то, что хочу, и так, как хочу» - это невероятно интересно наблюдать. Жить подобным образом в реальности, и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят – совершенное другое дело.
- Когда Вы делали «Шерлока», который сразу после выхода стал международным хитом, Вы думали о публике? Или только о том, что наконец расскажете историю Шерлока Холмса так, как всегда хотели её рассказать, но не было случая?
- Вы никогда не сможете создать ничего по-настоящему достойного, если сядете работать с мыслью: «а чего же хотят люди?». Вы должны знать, чего хотите вы сами. А если в результате ваши желания совпадут с желаниями публики, как вышло у меня с «Шерлоком», - то это роскошь и удача. Как еще я могу прокомментировать успех «Шерлока»? У меня просто был очень хороший год!