Дальневосточный регион традиционно самый успешный в работе с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Музейные центры Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского разрабатывают небанальные проекты развития своих фондов, предлагают новые формы коммуникации с экспозицией.
В этой активности наблюдается известный логический парадокс: сами фонды дальневосточных музеев куда беднее, чем, например, в южнороссийских регионах. И это стимулирует творческую активность сотрудников. А, например, южные регионы чаще всего предлагают проекты вялые и плохо продуманные. Творческой энергии им явно не хватает. Зачем что-то придумывать, когда можно просто показывать и хранить?
В конце прошлой недели интригующая программа стартовала в маленьком дальневосточном городке-бухте Находка, что живописно вписана в горный ландшафт берега Японского моря.
Проект назван «Музей на роликах» и его история показательна в том смысле, что иллюстрирует возможности и удачи подлинного проектного мышления. Проект был подан на грант Фонда В. Потанина в 2010 году и победил в конкурсе. Изначально руководитель его, сотрудник музейно-выставочного центра Находки, Ольга Тюкавкина предполагала посвятить программу истории колеса в человеческой культуре и хотела реализовать ее в качестве современной интерактивной инсталляции. В принципе от этой идеи остались мобильные передвижные витрины, катающиеся на колесиках и пользующиеся большим успехом у подрастающего поколения музейных посетителей. Спроектировал витрины московский архитектор Антон Кочуркин в соответствии с идеей, что каждая витрина — махонький передвижной интерактивный музей с коллекцией изделий народных промыслов, природных минералов, большим монитором, нажимая на который можно путешествовать по находкинскому краю, изучать его природу и историю. Сами пять мобильных боксов-витрин, конечно, вышли симпатичными и аттрактивными. Однако для настоящего большого, влияющего на образ музея проекта, их одних явно было недостаточно.
Любопытно, что акцент в проекте был перенесен с экспозиционных затей на работу с младым поколением посетителей. Ольга Тюкавкина и ее коллеги из музея самоотверженно взялись реализовывать большую программу по привлечению в музей детей и подростков. И не проиграли. Дело в том, что сам музей в Находке сформирован в согласии с традиционным краеведческим принципом. В большой анфиладе можно увидеть все приличные этому принципу, не отменимые в подобном случае артефакты: диорама с видом находкинских сопок, реконструкция традиционной избы, портреты основателей города, в частности капитана Александра Болтина, открывшего бухту и давшего ей говорящее название «Находка» 18 июня 1859 года. Ну и далее экспонаты выстраиваются в согласии с принципом «история Находки — маленькое зеркало истории России»: конец XIX века, революция, гражданские войны, Великая Отечественная, послевоенная жизнь, отчеты об успехах в развитии на новом постсоветском этапе.
Все это, конечно, смотреть интересно, однако образ получается слегка пронафталиненный и старомодный. Витрины на роликах шарма прибавляют, но в корне ситуацию не изменяют. Чтобы музей стал иным, интересным и любимым, потребовалось пригласить в него тех, кто ездит на роликах сам. Речь идет о представителях молодежных субкультур: скейтбордистах, граффитистах, паркурцах (уличных акробатах, утверждающих право на свободу любых перемещений в пространстве). Все они были приглашены радушной Ольгой Тюкавкиной и с азартом принялись переформатировать пыльное музейное дело на новый лад. Во дворе музейного здания им отвели площадку для граффити. Разукрасить ее взялась дружная бригада. Под стеной с граффити установлены помосты для тренировок скейтбордистов. Паркурцы тренируются там же.
Благодаря энергии и детей, и музейных сотрудников при музее активно работает театральная студия, видеостудия. Имеется даже свой печатный орган: газета города регулярно отводит собирающимся в музее начинающим журналистам целую полосу. И случилось так, что изначально планировавшийся проект про историю колеса начал вращаться в пространстве куда более интересном. По сути, музей в Находке сегодня единственный, аккумулирующий творческую энергию всего города. Проводники этой энергии — молодые жители Находки, на которых музей оказался ориентирован. Кстати, эта тенденция перепрофилировать традиционные архивные презентации музеев на молодое, умеющее мыслить по-новому и жить в интерактивном режиме поколение определяет сегодня жизнь таких великих музеев истории цивилизации, как, например, Виктории и Альберта в Лондоне. Так что Находка, пожалуй, в чем-то столичнее сегодняшней Москвы.
Музей в движении
В Находке открылся уникальный образовательный проект
Наверх