20402
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22737
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12052
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8083
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6699
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12029
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9493
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7475
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7910
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4045
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4379
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2857
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2919
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5568
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3700
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Объявлены номинанты премии «Золотая маска»

Члены экспертного совета премии «Золотая маска» Дина Годер и Анна Гордеева комментируют выбор номинантов

Владимир Луповской

Дина Годер, председатель экспертного совета по драматическому театру и театру кукол

 

Я пытаюсь посмотреть на список номинантов на премию «Золотая маска» с двух сторон – как эксперт, участвовавший в выборе, и как театральный критик. И с той, и с другой стороны мне не все в нем нравится, но боюсь, для того, чтобы он меня полностью устраивал, нужно менять не экспертный совет, а саму нашу театральную реальность. Разумеется, такой список – всегда результат компромиссов, на которые идут люди с разными вкусами и взглядами на театр (немало спектаклей в наших обсуждениях имели контрастные оценки – от восторга до полного неприятия). Но те спектакли, за которые болела и готова была бороться я, все в список номинантов вошли. Меня больше огорчает, что есть в нем спектакли, которые мне совсем не близки, но будут соревноваться за премию, поскольку нравятся другим экспертам. Вообще-то это нормально – мы, критики, такие же разные, как и зрители. И то, что чужие для меня, спорные  спектакли, будут приподняты премией и показаны на фестивале, возможно, станет поводом возобновить спор.


Еще меня смущает, что «лонг лист» лучших спектаклей России и вправду очень длинный, причем по-настоящему безусловных постановок, спектаклей-звезд в нем не так много, как хотелось бы. И тут опять винить некого, кроме нашей театральной жизни. Что делать нам с тем, например, что в этом году практически все лучшие режиссеры России, все мастера, поставили спектакли, но мало у кого из них случились удачи? Так бывает. Мы много спорили об этих постановках, как, например, о спектакле «Калигула» Эймунтаса Някрошюса в Театре наций, который  вошел в список номинантов. Из старшего поколения режиссеров номинированы Валерий Фокин с питерским спектаклем «Ваш Гоголь» и московским – «Вечер с Достоевским» и Лев Додин с «Тремя сестрами» – по всеобщему мнению, его лучшим спектаклем последних лет. Из режиссеров среднего поколения наш безусловный фаворит  Андрей Могучий со спектаклем «Счастье».


Большое беспокойство всегда связано со спектаклями, которые идут неровно. Например, об одном из любимейших моих спектаклей прошлого сезона «Враги. История любви» Евгения Арье в «Современнике» отзывы зрителей очень разнятся: одни из экспертов застали актеров в ударе, и весь зал буквально утопал в слезах. Другие оставались холодны и жаловались, что прекрасные артисты идут на поводу у публики. «История любви» в список лучших спектаклей сезона вошла, но  тревога о том, станет ли удачным представление в присутствии жюри, – осталась. Обратная ситуация с постановкой Сергея Женовача «Брат Иван Федорович», о которой  после премьеры критики высказывались весьма резко. Эксперты, пересмотрев ее, признали, что спектакль очень вырос, и теперь он тоже стоит в премиальном списке. Понятно, что с провинциальными постановками, особенно построенными на актерах, как омский «Август. Графство Осэйдж» или екатеринбургские «Без вины виноватые», – все еще опаснее. Чужая сцена, актеры нервничают, да еще московский фестивальный зритель, который не любит традиционные постановки и безжалостно уходит посреди действия, если ему не нравится. Тут трудно сыграть, как дома – со своим зрителем. А в спектаклях-номинантах на премию «в большой форме» традиционных постановок немало.


Если судить по «большой форме», театр у нас и впрямь обращен лицом назад – сплошная классика, и даже новые пьесы написаны не о современности. «Малая форма» в этом смысле выглядит ближе к сегодняшнему дню: «Убийца» из московского ТЮЗа, «Видимая сторона жизни» из Кирова, «Отморозки» Седьмой студии МХТ написаны о том, что происходит сейчас (хотя кировский спектакль и посвящен уже умершей поэтессе Елене Шварц). А если прибавить к ним еще два камерных спектакля «Зажги мой огонь» и «Боги пали», которые за особый способ работы с текстом помещены в номинацию «Новация», то станет видно: современная драматургия рвется на сцену, но дальше малых залов, углов, подвалов и маргинальных площадок ее не допускают. Впрочем, это все в Москве. Афиша будущей «Золотой маски» выглядит так, будто современных пьес ни в Питере, ни в провинции не ставят. На самом деле это не так, нам приходилось рассматривать весьма любопытные спектакли, в частности, построенные на документальной технике «вербатим», с помощью интервью. Такими, например, были «Жители города К.» из Канска или «Алые паруса» из Кирова, о которых мы спорили. В далеких от столиц театрах люди все чаще начинают говорить впрямую о себе, о том, что их волнует, – это важный знак. К сожалению, эти спектакли отбор на конкурс не прошли, в них много несовершенного по части композиции и актеров, но я надеюсь, что-то из этой театральной волны можно будет увидеть на «Маске плюс» в программе «Новой пьесы», поскольку именно этими спектаклями обновляется наш театр.


Что касается частных номинаций, то к ним вопросы, я думаю, тоже будут. Режиссерский список выглядит огромным – в нем постановщики всех выдвинутых на премию спектаклей, но только одно новое для «Маски» имя – Роман Феодори, автор спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» из Барнаула. А актерские списки – напротив, компактные, хотя очень убедительные: Агуреева, Боярская, Хаматова, Стеклова, Симонова, Миронов, Райкин, Юшкевич… Экспертный совет с трудом удержался, чтобы не увеличить их втрое, что хороший знак, такой актерский улов бывает далеко не каждый год.


Ну и, наконец, по поводу номинации «Новация» и «Куклы», должна сказать, что их составом и я, и весь наш экспертный совет очень довольны. Списки короткие, а спектакли все достойные, балласта нет. Для меня фаворит среди новаторов – питерский театр АХЕ  с масштабным «Депо гениальных заблуждений», а среди кукол – челябинское трогательное «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Но, если жюри выберет других, – не обижусь.

 

 

Анна Гордеева,  член экспертного совета театральной премии «Золотая маска» по музыкальному театру:

 

Летучий корабль

В сезоне 2010/2011 главными событиями в балете стали не оригинальные сочинения, сделанные для наших театров, а спектакли, перенесенные из мировых балетных центров. Ровно эту ситуацию и отражают решения экспертного совета «Золотой маски»: среди соревнующихся спектаклей – нервная и трогательная «Русалочка» Джона Ноймайера в Музыкальном театре, изощренные гимнастические конструкции Уэйна Макгрегора в Большом («Chroma») и исполненные там же деконструктивистские чудеса Уильяма Форсайта («Herman Shmerman»), а также галантный и дерзкий «Парк» Анжелена Прельжокажа в Мариинке. Традиционно сильный пермский балет, в этом году также лучшую свою программу составил из балетов перенесенных, а не оригинальных: вечер «Видеть музыку» составлен из четырех одноактовок западных балетмейстеров. В нашем отечестве давно любят сочинения Ролана Пети (и новосибирский балет отлично танцует его «Кармен») и недавно – балеты Начо Дуато (в конкурсе этого года – аж три его одноактовки: «За вас приемлю смерть» в Музыкальном, «Дуэнде» и «Прелюдия» в Михайловском).  Из оригинальных спектаклей Большого театра, номинированных на «Золотую маску» в этом году («Cinque» Мауро Бигонцетти и «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского), последний смотрится наиболее странно, но его присутствие в шорт-листе объяснимо численным перевесом оперных критиков в экспертном совете: вялую и унылую постановку вытянул, как паровоз, автор музыки Леонид Десятников. Очевидно, что давно пора разделить и экспертные советы, и жюри музыкального театра: понятно, что с трудом отличающий одного танцующего артиста от другого оперный критик не может быть экспертом в балете, а критику, специализирующемуся по танцу, не стоит судить о певческих работах. Жюри же каждый год к концу фестиваля изнемогает от количества спектаклей – и разделение на оперу (с опереттой) и балет (с современным танцем) позволило бы высоким судьям рассматривать постановки пристальнее и выносить более взвешенные решения.

В современном танце конкурс этого года скромен (всего два спектакля), но он также отражает реальность страны: рядом европейски выточенный и совместно с итальянцами сделанный проект костромского «Диалог данс» под названием «Punto di fuga» («Точка схода») и, несмотря на «иноземное» название, патриотически-посконный «Kreis» екатеринбургского «Эксцентрик-балета». Конкурс так беден еще и потому, что вылетели два бесспорных претендента на участие: Большой театр снял с репертуара «А дальше – тысячелетие покоя» Анжелена Прельжокажа, а челябинский театр оперы и балета, выпустивший в прошлом сезоне замечательную «Свадебку» Режиса Обадиа, за полгода  не смог ее официально показать экспертному совету из-за серьезной травмы солиста. Впрочем, есть надежда, что этот спектакль привезут в рамках программы «Маска плюс».

С опереттой и мюзиклом в нашей стране перманентная беда – а в шорт-лист  еще и не попадают мюзиклы, после года проката снятые с репертуара (что с мюзиклами случается часто). В этом году ситуацию слегка спасают детские постановки: очень забавный «Летучий корабль» театра под руководством Терезы Дуровой и наивно-трогательная «Черная курица» из Петрозаводска. А иркутская музкомедия ответит за всю оперетту в стране – «Граф Люксембург» поставлен довольно изящно и пристойно спет.


В опере, естественно, лидирует Мариинский театр – из чуть не дюжины премьер, выпущенных в прошлом сезоне, экспертный совет выбрал три. «Аиду», поставленную клоуном и остроумным режиссером Даниэле Финци Паска, совершенно волшебный «Сон в летнюю ночь» Бриттена, сочиненный Клаудией Шолти (парящие в воздухе эльфы, призрачный свет), и монументальные «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова. Большой театр продемонстрирует на фестивале «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. Арно Бернар, два года назад сделавший изумительную «Иудейку» в Михайловском, в этом раз продвинул театр в конкурс с «Богемой». Дебютантом фестиваля становится Детский музыкальный театр имени Сац – пришедший туда худруком Георгий Исаакян сразу стал ставить перед театром недетские задачи, и «Любовь к трем апельсинам» достойна внимания без всяких скидок на площадку. Еще один спектакль с тем же названием представляет  екатеринбургская опера, но это будет добротная, правда, несколько тяжеловесная версия Уве Шварца. Небольшой петербургский театр «Зазеркалье» попал в конкурс с дуэтом из двух опер на гоголевские сюжеты (под общим названием «От Петербурга до Миргорода»), а московский Музыкальный театр – с красочно-венецианскими «Сказками Гофмана» Александра Тителя. Все постановщики спектаклей соревнуются в частной номинации «лучшая работа режиссера» – в этот список не попала только Ольга Маликова, сделавшая в Астрахани «Мадам Баттерфляй». Но этот не самый яркий спектакль «вытащила» в конкурс не режиссура, а работа замечательной певицы Елены Разгуляевой, исполнившей главную роль.


Особенным событием феста может стать визит Казанской оперы со стильной и при этом очень живой и очень искренней «Лючией ди Ламмермур», поставленной Михаилом Панджавидзе.


В частных номинациях соревнование будет жестким везде кроме мужской роли в балете (там всего три исполнителя). Жюри предстоит выбирать из 9 балерин (Светлана Лунькина в «Chroma» или Диана Вишнева в «Парке», Анна Хамзина в «Русалочке» или Анна Жарова в «Кармен»? Задача непростая), из 9 оперных прим (в том числе Хибла Герзмава, Лариса Дядькова и Альбина Шагимуратова – судьям не позавидуешь) и 8 оперных солистов (от контртенора Артема Крутько до баса Владимира Маторина). В конкурсе дирижеров столкнутся Василий Синайский (Большой театр), Евгений Бражник (Музыкальный), Валерий Воронин (Астрахань), Павел Клиничев (Екатеринбург) и Петер Феранец (Михайловский).

Фестиваль пройдет с 27 марта по 15 апреля и завершится торжественной церемонией на исторической сцене Большого театра.