При первом же взгляде на Боба Акселя (Кевин Спейси) так и подмывает вослед обэриуту Николаю Олейникову энергично воскликнуть: «Хвала изобретателям, подумавшим о мелких и смешных приспособлениях!» И пусть совсем не он «к чайнику приделал крышечку и нос» и уж тем более «первый начал называть котов и кошек человеческими именами», однако у Акселя за душой все-таки имеется парочка инноваций.
Ну чем плох, например, детский светильник в виде динозавра? Или газовый баллончик, который не только способен лишить зрения уличного хулигана, но вдобавок зафиксирует его физиономию с помощью встроенного фотоаппарата? В общем, «бирюльки чудные — идеи ваши — мне всего дороже! Они манят мой ум, прельщают взор» И расходятся миллионами по всей стране.
Впрочем, из-за очередного гаджета, соединившего в себе, казалось, все возможные преимущества тренажера для брюшного пресса и телевизионного пульта, сотни американцев лишились пальцев на руках. Роберт отправляется в кутузку, а когда выходит — обнаруживает, что его супруга Лорейн (Виржиния Мэдсен) ушла да вдобавок умудрилась промотать все не подлежавшие конфискации миллионы; дочка Клэр (Камилла Белль) выросла в красавицу с золотым сердцем, отдающую всю себя социальным инициативам (и спустившая на благотворительность ту часть состояния, что не успела потратить жена), но не способную «понять и простить» родителя; единственная работа, где ему не показали пальцем (или куда чаще тем, что от него осталось) на дверь, — сетевой супермаркет, заставленный акселевскими же изобретениями, сменившими копирайт. Но Боб не сдается, и в его голове уже завертелись зубастые колеса очередного озарения
Творческий путь режиссера «Гениального папы» Трента Купера во многом схож с судьбой его героя: в 2002 году (кстати, за целый год до Андрея Звягинцева) он дебютировал с «Возвращением» — вполне заслуженно удостоенной нескольких профильных призов псевдодокументальной короткометражкой о триумфальном камбэке актера Сэмюэля Л. Джексона в мир детского футбола. Но первый же полный метр, «Кабельщик Ларри, санитарный инспектор» (2006), низвергнул его на самое дно профессиональной бездны: без «Ларри» не обошелся, кажется, ни один соответствующий рейтинг — что «худших фильмов всех времен и народов», что «самых плохих комедий 2006 года про санинспекторов». Чем занимался Купер последние пять лет, неизвестно (вряд ли, конечно, сидел в тюрьме), но уроки явно не пошли ему впрок.
«Гениальный папа» получился несмешным, невыносимо занудным и, что совсем уж ни в какие ворота не лезет, еще и непоучительным. Сделать полезные для себя выводы из истории Акселя невозможно: расположить к себе и вызвать сочувствие горе-инвентор не в состоянии, а Кевин Спейси до очевидности не желает ему в этом помочь. Фильм имел бы хоть какую-то ценность лишь в одном случае — если бы Купер со товарищи решили сделать тончайшую (до прозрачности) пародию на типичные фильмы с Робином Уильямсом: лет пятнадцать назад там ровно в таких пропорциях были смешаны бурая тина унылых гэгов и засахаренные семейные ценности. Но подозревать авторский коллектив «Гениального папы» в столь оголтелом киноманстве вроде бы не приходится. Но и оставлять подобное безобразие безнаказанным тоже, пожалуй, не стоит. Так что не рецензии достоин этот фильм, а самой настоящей рекламации. На официальном бланке. Чек, то есть билет, прилагается.
Бракоделов к ответу!
«Гениальный папа» на московских экранах
Наверх