Фильм о Тинтине — отважном журналисте-международнике и искателе приключений, более всего напоминающем мальчугана из заставки киножурнала «Хочу все знать», — уже неделю как вышел в Европе, но за океаном его не увидят до конца декабря (позже, чем в Штатах, фильм выйдет лишь в Австралии, Бразилии и Пакистане), даром что режиссером грядущего блокбастера стал главный американский режиссер всех времен Стивен Спилберг. Но в данном случае все по-честному: первую скрипку в этом проекте играет вовсе не Спилберг и даже не его соратник Питер Джексон (по такому случаю два голливудских диплодока работают вместе), а все-таки автор комикса-первоисточника.
Для Бельгии создатель Тинтина, художник-самоучка Жорж Проспер Реми, вошедший в историю под псевдонимом Эрже, является безоговорочным «ихним всем»: на родине он удостоен памятника и впечатляющего персонального музея, местным астрономическим обществом в его честь названа небольшая планета, а собственно Тинтин вместе с верным фокстерьером-альбиносом Снежком в 2001 году стал официальным символом бельгийской столицы. При этом и художника, и созданный им персонаж трудно назвать однозначно подходящими на звание национального достояния: Эрже во время войны сотрудничал с фашистской газетой Le Soir и впоследствии даже был арестован за коллаборационизм, а ранние комиксы, в которые хоть и были при переизданиях внесены политкорректные изменения и купюры, по сей день то и дело норовят запретить, обвиняя в «детской болезни правизны» и «бремени белых».
Неудивительно, что для своего фильма Спилберг и Джексон выбрали наиболее аполитичные истории из области чистой авантюры: сюжет «Тайны единорога» закручен вокруг поиска пиратских сокровищ, за которыми охотятся не только Тинтин и его новоявленный друг капитан Джеймс Хэддок (Энди Серкис), но и злодей международного масштаба Иван Иванович Сахарин (Дэниэл Крейг). Сети шпионажа и фамильные проклятия, укромные тайники и криптографические ребусы, кораблекрушения и воздушные бои Казалось бы, что еще нужно для счастья?
К сожалению, как выясняется, необходимо еще очень много чего. «Тинтин» — один из тех случаев, когда получить истинное наслаждение от экранного действа сможет лишь тот, кто неплохо знаком с оригиналом (это и вправду случается далеко не всегда — ведь, скажем, от «Железного человека», «Тора» или «Людей Икс» можно испытать нешуточный кайф, даже никогда не держа в руках комиксов компании Marvel). В противном случае основное чувство, которое испытывает зритель, — это растущее как на дрожжах недоумение: очевидно, что все происходящее на экране работает как часы, но разницу во времени чувствуешь почти физиологически. А еще — и это звучит совсем уж дико по отношению к фильму, над которым трудились авторы «Индианы Джонса» и «Властелина колец», — все это невероятно скучно. Несколько по-настоящему эффектных сцен в «Тинтине», конечно, присутствует (в первую очередь это схватка Хэддока и Сахарина, использующих в качестве трансформеров-бойцов старорежимные башенные краны, и снятая одним планом погоня за ястребом восточного правителя), но все остальное время приходится наблюдать за тем, как герои ломают головы над элементарными, в сущности, загадками и не так чтобы смешно шутят.
Плюс ко всему именно на «Тайне единорога» становится понятно, что использованная тут технология motion capture отлично проявляет себя в «нормальных» фильмах (вроде недавнего «Восстания планеты обезьян»), но совершенно не срабатывает, когда заполняет собой все экранное пространство. Кому, как не Тинтину, казалось бы, как влитой подходит компьютерный пиджачок (не то настоящий, не то мультипликационный — поди пойми) да еще простроченный новейшими 3D-технологиями и форматом IMAX, но души в высшей степени странных персонажах, всех этих обладателях пугающе достоверных глаз и кукольных носов картошкой, нет ни на гран. И в конце концов на выходе получился не чаямый «оживший комикс», а просто «движущийся». Почувствуйте разницу.
Глаз меток, да чуб редок
Хотя Тинтин и не имеет возраста (на глаз ему от 18 до 22), но день его рождения известен точно: впервые неутомимый репортер с хохолком на макушке появился на страницах детского приложения к бельгийской газете Le Vingtieme Siecle 10 января 1929 года. Вскоре отдельным изданием вышел первый альбом «Тинтин в Стране Советов» (1930), а всего их было 24, в том числе незаконченный и увидевший свет лишь через три года после смерти Эрже «Тинтин и Альфа-Арт» (1986). Общий тираж комиксов о Тинтине превышает 350 млн экземпляров, они переведены на полсотни языков (на русском с 1993 года вышла примерно 1/5 саги). В написанном для спилберговского блокбастера сценарии Стивена Моффата, Эдгара Райта и Джо Корниша использованы мотивы трех выпусков: «Краб с золотыми клешнями» (1941), «Тайна «Единорога» (1943) и «Сокровище Красного Рокхама» (1944). Если не считать многочисленных мультфильмов, любимец нескольких поколений появлялся на киноэкране лишь дважды: дебютант Жан-Пьер Тальбо, сын бизнесмена из бельгийского Спа, сыграл заглавную роль в «Тинтине и тайне золотого руна» (1961) Жан-Жака Вирне и «Тинтине и синих апельсинах» (1964) Филиппа Кондройе, после чего закончил актерскую карьеру и стал школьным учителем.