Пост председателя комитета по культуре в Петербурге свободен. По слухам, его может занять гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман. Должность эта имеет два измерения. Первое символическое — культначальник именно этого города как бы осеняется петербургским мифом. Его заведомо воспринимают как хранителя, продолжателя и т.д. легендарной культуры СПб и чуть ли не душеприказчика Пушкина с Достоевским. Второе — обыкновенный чиновник, в ведении которого находится полторы сотни небогатых учреждений, где надобно платить зарплату, да чтоб батареи грели и крыша не текла.
Из этих двух граней должности почти всех, кто ее занимал, разумеется, увлекала только первая. Но одно дело наливаться спесью, глядя в окна роскошного кабинета с лепниной на Невский, другое — работать. Как раз с точки зрения работы лучшим председателем в их немаленькой за последние два десятилетия веренице (в ней встречались и просто выдающиеся дураки) был профессор-историк Владимир Яковлев. Он руководил по-кутузовски: без завиральных мегапрожектов, без громокипящих разрушительных реформ, а насколько можно хорошему помочь, дурному помешать. Насколько этой безусловно оптимальной стратегии способен следовать Владимир Кехман?
Новая администрация Петербурга во главе с Георгием Полтавченко, сменив нескольких вице-губернаторов, взялась за следующее чиновничье звено. Должность председателя комитета по культуре покидает Антон Губанков. Губанков, человек с филологическим образованием и многолетним журналистским опытом, занял этот пост при Валентине Матвиенко и за годы нахождения на нем проявил способность, драгоценную в сфере руководства культурой, где все ее деятели отличаются повышенной эмоциональной подвижностью, — способность лавировать. В результате он уходит не только не получив комьев грязи в спину, но даже не под вздох облегчения.
Многочисленные СМИ прочат на его место Владимира Кехмана. Слух вызвал настоящую истерику. Основная претензия к такому гипотетическому кадровому решению — «как можно бананового короля сажать на петербургскую культуру?!». Г-н Кехман действительно нажил миллиарды на торговле фруктами, а сейчас вышел из состава совета директоров своей компании JFC, что как раз и дало повод говорить о том, что он готовится стать госчиновником. Однако в самом по себе бизнесе, хоть бы и фруктовом, ничего постыдного нет, и занятие им не означает, что бизнесмен культуре по определению враг и погубитель. В конце концов не считаем же мы министра культуры Авдеева профнепригодным на том лишь основании, что предыдущая его работа — дипломат. Владимир Кехман, возглавив в 2007 году Михайловский театр, действительно прославился серией скандалов, происходивших, во-первых, от некомпетентности (как анекдот рассказывали, будто он пришедшего наниматься на работу хормейстера спросил: «Какие балеты вы поставили?»), а во-вторых, потому что новоиспеченный гендиректор и сам отличается повышенной эмоциональной подвижностью.
Но еще он обладает изрядной обучаемостью. И умением слушать тех, кто разбирается в том, в чем не разбирается сам. Одна коллега точно заметила: «Он как чистая кассета, на которую, к счастью, записали правильный текст». Характер, конечно, имеет значение. Но ведь и то, что театр, прежде для федеральных изданий и «Золотой маски» просто не существовавший, стал одним из главных петербургских ньюсмейкеров именно творчески, художественно и получил 12 номинаций на высшую российскую театральную премию, что-нибудь да значит? Это свидетельствует об успешности менеджмента или нет?
В зависимости от того, какая из граней личности гна Кехмана окажется доминирующей на посту председателя комитета по культуре, и следует решать вопрос о приемлемости его назначения. Сам он комментировать ситуацию категорически отказывается, утверждая, что предмета для таких комментариев просто не существует. Добавим: пока.
Многогранник Кехмана
Совершившиеся и возможные перестановки в руководстве петербургской культуры
Наверх