Спецпроект фестиваля «Территория» прошел в рамках довольно загадочной, не определившейся еще с окончательной программой Культурной олимпиады. И пусть выглядел он в Сочи как продукт совершенно экзотический, появилась надежда на то, что через три года международной общественности здесь будут демонстрировать не только хороводы, балерин и изделия народных промыслов. Нынче же современному искусству пришлось вписываться в театральные фойе сталинского стиля и пробовать на готовность к пониманию довольно консервативную, не привыкшую к экспериментам сочинскую публику.
Организаторы на пресс-конференции сложных чувств не скрывали: их проект в «победном шествии курортной культуры» (потрясшем соучредителя «Территории» режиссера Кирилла Серебренникова афишами, где группа «Мираж» соседствовала с дирижером Гергиевым) — жест более чем решительный. Но раз уж им предложили, они и сделали — без компромиссов и скидок на сопутствующие обстоятельства. Еще один соучредитель, критик Роман Должанский, пояснил, что «Территория» — фестиваль учебный, а следственно, предполагает наличие школяров, но раз нынче в Сочи их (в виде исключения) нет, то роль студентов будут исполнять все присутствующие. В общем, современную культуру кидали как камень в непонятную субстанцию.
Главную часть программы — довольно сложную музыкально-сценическую композицию (композитор Алексей Сысоев, постановка Филиппа Григорьяна, видео Александр Лобанов) кураторы предварили выставкой. Работы отбирали изощренные, но эффектные — такие, что просто не могут не произвести сильного впечатления даже на неподготовленного человека. Фантастическая пространственная графика, в которой действуют актеры театра АХЕ; огромное, разрезанное на части море группы «Синий суп»; рвущиеся из двухмерного плена фигуры в проекте «Сквозь» и подвижные шланги «Реки» группы Recycle; бороздящие подушки объекты Дмитрия Булныгина — эффектны, захватывают внимание, по силе непосредственного воздействия могут конкурировать с аттракционами. Правда, интерактивные, реагирующие «на подход» инсталляции при скоплении народа чаще всего остаются непонятыми. Зато в «Cinestetika, вариации» Patrick K.-H. & Олега Макрова работала актриса Анна Гарафеева, и видно было, как свободно и непредсказуемо реагирует на нее двухмерная проекция. Примерно тот же прием — сложение двух- и трехмерных пространств, правда, без всякой интерактивности, зато предельно изобретательно — использовал и АХЕ.
Построенный в 1937 году Зимний театр города Сочи, недавно и на первый взгляд неплохо отремонтированный и сохранивший, что редкость, стильную мебель и картины советских классиков, все же не выглядит застывшим в прошлом, как многие подобные здания: в просторных холлах отлично чувствовали себя и видео, и перформеры, и интерактивные инсталляции. В целом к современному искусству здание оказалось подготовленным гораздо лучше (если не считать проблем с отрубившимся вдруг на середине мероприятия электричеством и неожиданного подтопления), чем значительная часть публики. Впрочем, когда часть обманутых в лучших ожиданиях зрителей поворчала и разошлась, оставшиеся поднялись на антресоли, откуда только и можно было увидеть представление АХЕ во всей красе: движения накладывались на видео, огромные искусственные тени, соединенные то с кроной дерева, то с огромными ножницами, при взаимодействии с реальными фигурами вытворяли нечто невероятное. Публика в результате завелась настолько, что, переместившись в зал, поначалу смирно принимала музыку и вокал Натальи Пшеничниковой с текстом из архитектурного проекта Георгия Криткова «Летающий город». История о том, как мечты о прогрессе оборачиваются катастрофой, в которой выживает непонятное корчащееся человекообразное (в исполнении Такетеру Кудо из Японии), постепенно налаживалась, так что зрители, рискнувшие (к собственному, кажется, удивлению) остаться в зале, оказались захвачены зрелищем и, перестав хихикать и ехидно комментировать, внимательно смотрели и даже аплодировали. На выходе обалдевшие от собственных реакций люди уже готовы были рассказывать всем и каждому, как их увлекло то, что казалось насмешкой и издевательством над всеми привычными представлениями об искусстве.
Получается, что публика учиться готова, хочется надеяться, что выйдет на следующий уровень и Культурная олимпиада, которая сейчас вызывает едва ли не большие опасения, чем спортивная: умение подать отечественную культуру в самом диком виде с матрешками и казаками чиновники уже не раз демонстрировали. Тем более что в следующих один за другим «годах» кино, театра, музеев не только современного, но и никакого изобразительного искусства не предусмотрено. Не говорю уже о проектах, подобных тем, что привезла «Территория», — трудно определимых по ведомственной части, существующих между изобразительным искусством, театром и музыкой. Но все-таки находящихся в гораздо более очевидных и важных для культуры зонах, чем действующая пока на далекой периферии общественного внимания Культурная олимпиада. Страшно подумать, что может она там находиться еще три года. Пока гром не грянет.
Выездной урок
Фестиваль «Территория» привез в Сочи современное искусство
Наверх