Сегодня днем на «Кинотавре» пройдет третий, последний, день конкурса кино короткого метра. Вечером объявят победителей. И все участники, кроме награжденных, уедут домой. Но пока именно они составляют основную публику дневных конкурсных показов.
Что интересует молодое поколение, представленное в этом конкурсе? Если, конечно, предположить, что снимают они про то, что им действительно интересно, а не подстраиваются под реакцию публики или фестивальных отборщиков. Тем более что с коротким метром, в случае успеха, можно или начать ездить по фестивалям, знакомиться с фестивальными отборщиками, попадать в их пул и, получая премии и гранты, жить этой международной жизнью. Или еще – получить заказ от крупной компании. Так случилось с Алексеем Андриановым, чей фильм «Последний день Булкина И.С.», показанный в прошлом году на «Кинотавре», наградили критики и полюбила публика. Теперь он снимает по заказу студии "Тритэ" экранизацию «Шпионского романа» Бориса Акунина. Есть и третий вариант – найти продюсера, который позволит снять свой, авторский, выношенный замысел уже в формате большого кино.
Но что бы мы ни думали про авторов, когда они превращаются в зрителей – их вкусы в отношении кино проявляются вполне наглядно. Они бурно реагируют на работы товарищей – и понятно, что им нравится. Оригинальные изобразительные решения, эмоционально насыщеные ситуации, удачные шутки они награждают аплодисментами. Даже манерные барышни – а без них у нас не бывает конкурсов короткометражек – уже поняли, что красивых поз и изящных интерьеров для картины недостаточно, нужен еще резкий поворот и неожиданный финал.
Не знаю, результат ли это отбора или объективная тенденция, но среди картин как никогда много того кино, что называется зрительским. В нем автор обычно использует уже проверенные приемы и просчитывает воздействие. И еще – не рискует с новыми смыслами или темами. Достаточно убедительно передать уже известное – это действует наиболее безошибочно.
Всем очень понравилась картина Михаила Местецкого «Незначительные подробности случайного эпизода» – за 28 минут в неожиданной и яркой форме он рассказал печальную историю мечты о счастье, которая никогда не осуществляется. Два поезда на минуту останавливаются на перегоне, мужчина видит в окне девушку, она, дразня его, на секунду обнажает грудь и... поезд, который должен был тут же уехать, останавливается. Все ждут отправки с минуты на минуту, никто не покидает своих вагонов, жизнь идет – рождаются дети, умирают старики, люди стареют, – и когда герои наконец решаются встретиться, поезд, обросший, как корабль ракушками, балкончиками, надстройками, башенками и сарайками, вдруг все-таки дает ход.
Фильм выпускницы ВГИКа Ольги Томенко «Дотянуться до мамы» – лирическая история маленькой девочки из поселка на берегу моря, поссорившейся с мамой. Девочка всю ночь ждет несчастья, вызванного ее неосторожными проклятиями. Кончается, естественно, все хорошо, как всегда в этом жанре. Когда-то, в советские времена, именно такие отрывки были в ходу в театральных училищах. Этот фильм просто хорошо снят и хорошо сыгран, продуман и искренен. Этого достаточно, чтобы получить от него удовольствие. Простое и понятное, но эмоциональное и неглупое, с хорошими актерами – не о таком ли кино мечтают зрители?
Если судить по тому портрету массового зрителя, который на открытии нарисовал Охлобыстин, то ему (зрителю) все равно, что смотреть – все равно в голове от сюжета ничего не остается, нужен ему лишь попкорн и экнш. Но тем, кто учиться снимать кино, как раз такие картины доставляют настоящее удовольствие. Хотя снимать они могут совсем другие фильмы.
Сегодня вечером фамилии победителей объявит жюри. Впереди еще - лауреат конкурса в Канне, «Кросс» Марины Врода, фильм, снятый украинкой на французские деньги. Дебют актера Дмитрия Дюжева. Интрига сохраняется.
Но как бы мы ни радовались победам короткого метра, жизнь показывает, что полнометражные картины – дело совсем другого сорта. И другого культурного подхода. В основном конкурсе «Кинотавра» показали любопытный эксперимент. Режиссер Олег Флянгольц в 1989 году снял короткометражный фильм с Федором Бондарчуком и Александром Башировым. Фильм удался, но не был доведен до совершенства. Спустя 20 лет Флянгольц завершил картину. Фильм «Безразличие» стал неожиданным возвращением в ретро – он и в 80-е снимался о 60-х. Но, на мой взгляд, несмотря на все старания, содержательно фильм так и остался на уровне короткого метра – и ему не пошло на пользу удлинение и укрупнение его объема, хотя идея была оригинальная и яркая.
Маленькие успехи «Кинотавра»
Авторы как зрители тоже любят простое и понятное кино
Наверх