Вчера мэр Москвы Сергей Собянин впервые после своего назначения встретился с московскими театральными деятелями. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко собрались руководители самых известных театров Москвы: Юрий Любимов, Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Миронов, Александр Титель, Дмитрий Бертман, Александр Ширвиндт, Евгений Писарев и другие. В присутствии руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Худякова, которому московские театры традиционно адресуют все свои претензии, мэр рассказал, какая жизнь ожидает московские театры под его правлением.
Необходимость этой встречи назрела давно: дело в том, что прошлый хозяин Москвы, Юрий Лужков был знаменит именно любовью к театру. Любовью, конечно, барской, непредсказуемой, вздорной, с фаворитами и отверженными, но в период его правления вся Россия завидовала тому, как много в столице строится театров и как богато Лужков одаривает своих любимцев ремонтами, зарплатами и прочей помощью. Когда править Москвой пришел Собянин, те руководители московских театров, которые пользовались расположением прежнего мэра и понимали все внутренние механизмы работы с его окружением, всполошились. Новый мэр пришел как чужак с репутацией сухого хозяйственника, без сантиментов, и стало казаться, что сейчас все прежние любимцы будут «выгнаны на двор» и московские театры, чьи деньги уйдут, например, на строительство дорог, захиреют и умрут. Разумеется, точно ничего не было известно, но за прошедшие полгода оставленные покровителем театры взбили посеянный страх, как пену. И поскольку экзальтированный театральный люд на виду, это стало наносить заметный урон имиджу мэра, что особенно некстати на фоне последних акций президента, продемонстрировавшего любовь к искусству.
Так что главной задачей этой встречи стала попытка успокоить театральную общественность. В своей вступительной речи Собянин сразу отмел все слухи о том, что московским театрам денег теперь не достанется. Он сказал, что на текущий год содержание московских театров выделено 7,3 млрд рублей, что больше, чем в прошлом году, а дальше эта сумма будет только расти. Что в три раза увеличены суммы, отданные на капитальный ремонт и оборудование театров, и в пять раз – те, что пойдут на текущий ремонт и благоустройство театров. Не отказался он и от финансирования ежедневной деятельности – зарплат, коммунальных расходов и т.д. Отчитался, что в этом году выделено дополнительно 20 млн рублей на поддержку новых постановок детских и молодежных спектаклей и 110 млн рублей, для того чтобы школьники могли бесплатно ходить в театры. Поддержка Дома ветеранов сцены, по поводу бедственного положения которого было много скандалов, тоже продолжится – на это выделено 50 млн рублей. Демонстрируя современный подход, Собянин обещал продолжить поддержку проекта «Открытая сцена» для молодых актеров и постановщиков. А также возобновить то, о чем давно мечтали театры - поддержку гастролей, вместо которых в последние годы по стране главным образом разъезжал низкопробный антрепризный чес. Правда, на эти цели выделено только 20 млн рублей, на которые большие театры с богатыми постановками далеко не уедут, но – будем надеяться, что это только начало.
Театральные деятели (главным образом, представляющие относительное благополучные московские театры) задавали вопросы, жаловались на нечестные тендеры, неразработанность контрактной системы, на плохое состояние зданий (руководитель театра им. Пушкина Евгений Писарев, например, пожаловался, что только что на утренней репетицией, у него просел пол на сцене), интересовались судьбами других театров, руководителей которых не было не встрече (например, театра «Эрмитаж», который ради капремонта выселяют из аварийного здания, и театра им. Маяковского, тоже живущего в обстановке скандала). Впрочем, никакого действительно острого разговора не было, мэр отвечал с улыбкой, всем обещал помощь и вообще производил благоприятное впечатление. Как рассказывают, он даже несколько удивился тому, что худруки сами сказали, что в Москве слишком много театров, претендующих на бюджетные средства города, и лучше бы дать немногим, но побольше, чем раздавать понемножку всем. Но, поскольку на встрече были руководители только тех театров, которые относят себя к «немногим», спорить с такой постановкой вопроса тоже было некому.
Таким образом, встреча Сергея Собянина с театральными деятелями выполнила свою главную функцию – пар был выпущен, худруки поняли, что новый мэр не зверь, денег не отнимает и к диалогу открыт. Таким образом, можно предположить, что на IV Всероссийском театральном форуме «Театр – время перемена. Диалог с властью», который должен открыться через неделю, острых выступлений харизматичных московских лидеров будет меньше, чем предполагалось. Их диалог с властью уже состоялся.