Отсмотрев программу самого знаменитого фестиваля независимого кино «Сандэнс», корреспондент «МН» сделал вывод, что само содержание понятия «независимое кино» изменилось. Сегодня это всего лишь умение снять скромную историю о живых людях и заработать на этом немного денег.
Самый авторитетный фестиваль независимого кино в западном полушарии, основанный Робертом Редфордом, подвел свои итоги. Главный приз американского конкурса (есть еще и международный, но ему уделяется куда меньше внимания) достался режиссеру Дрейку Доремусу за фильм «Как сумасшедшие» (Like Crazy). Ему удалось покорить и жюри, и критику, и публику, и дистрибьюторов, уже купивших фильм для широкого международного проката.
Доремус не новичок на «Сандэнсе»: в прошлом году он уже участвовал в конкурсе с фильмом «Сволочь» (Douchebag), непритязательным малобюджетным рассказом об инфантильных тридцатилетних. «Сумасшедшие» получились еще непритязательнее, еще элементарнее. Сюжет прост до безобразия. Англичанка Анна (Фелисити Джоунз, удостоенная спецприза жюри за актерскую работу) и американец Джейкоб (Антон Ельчин) влюбляются друг в друга по уши. Анне пора уезжать на летние каникулы, но она решает остаться, чтобы провести лето с любимым. Когда же она все-таки уедет, то назад вернуться уже не сможет: виза просрочена и въезд в Америку ей теперь строго запрещен. Это бытовое недоразумение романтично настроенный режиссер использует для того, чтобы порассуждать о том, что такое первая любовь – случайность или судьба. Надо отдать должное героям: хотя обстоятельства и время неумолимо ведут свою разрушительную работу, они, к восторгу публики, из последних сил настаивают на втором варианте.
На протяжении своей тридцатилетней истории «Сандэнс» пестовал независимое кино, снятое вдали от голливудских студий. Причем каждый новый фестиваль предлагал свою трактовку независимости. Это мог быть уникальный авторский голос, как у братьев Коэн и Тарантино. Это могла быть режиссерская сноровка, позволяющая привносить авторское начало во вполне коммерческие сюжеты, как у Нолана или Аронофски. Это мог быть социальный пафос, как у Ли Дэниэлса, победившего в 2009 году с фильмом «Сокровище». Новое определение независимости слегка обескураживает. Это всего лишь умение снять скромную историю о живых людях и заработать на этом немного денег. В условиях, когда в широкий прокат выходят только фильмы-аттракционы с 9-значным бюджетом, независимое кино может рассчитывать на успех у так называемой adult audience – взрослой интеллигентной аудитории больших городов.
Такая стратегия действительно помогает выжить: в этом году несколько сандэнсовских картин были приобретены для проката по цене от 2 до 5 млн долл. Кризис, под знаком которого прошли два предыдущих «Сандэнса», вроде бы отступает. Но печальный парадокс заключается в том, что при этом независимое кино начисто лишается какого бы то ни было революционного пафоса. О поисках нового языка можно забыть. Если судить по программе этого года, сандэнсовский конвейер перенастраивается на производство уютных безделушек для студенток РГГУ.