Целью концертного проекта «Отражения» (Reflections) в Большом театре была пропаганда достижений московской балетной школы. Результатом стала констатация факта, что от школы зависит меньше, чем от человека, который в ней учится.
Масштабные спектакли в главном театре страны ожидаются осенью, когда вернется в строй историческая сцена. (А она, кажется, все-таки вернется – в это начинают верить даже скептические балетные люди). Сейчас же Большой работает в мини- и микроформате: вечер новеньких балетных сочинений (девять штук за три часа) содержит в себе две одноактовки и семь миниатюр. Никаких декораций, минимум затрат, но надежды на этот проект возлагаются очень серьезные.
Дело в том, что «отражает» программа не что-нибудь, а московскую балетную школу в женском варианте. Ту школу, что год за годом, десятилетие за десятилетием проигрывает конкурентную битву школе петербургской. В сражении танцовщиков побеждает, а вот девушки всегда остаются «вторыми». И идея вечера – «раскрутить» именно молодых балерин, показать их наиболее ярко, для того чтобы потом «продавать» за рубежом (идеологом и главным двигателем программы стал продюсер Сергей Данилян, организующий гастроли Большого в США).
В процессе подготовки проекта число участниц менялось, в итоговом варианте зрителям представлены семь танцовщиц. Четверо из них работают в Большом (Екатерина Крысанова, Наталья Осипова, Анастасия Сташкевич, Екатерина Шипулина), трое – за границей (Полина Семионова – прима в Берлине, Мария Кочеткова – в Сан-Франциско, Ольга Малиновская – в Таллине). Семионова и Кочеткова, уже заработавшие себе мировую известность, призваны поддержать alma mater и засвидетельствовать, что этот диплом и приобретенные в этой школе навыки – достаточный набор для большого успеха.
Единственное, что они (и все их коллеги) засвидетельствовали в реальности, - не имеющая отношения к полученному в прошлом диплому зависимость артистов от хореографов.
Если проявил фантазию и внимание к своему живому материалу Мауро Бигонзетти, сочинивший балетик Cinque («Пять»; каждая из пяти участвующих в спектакле танцовщиц изображает один из континентов), так сразу же зрители отметили и скрытый темперамент Семионовой, и незамеченную раньше способность Крысановой к острой шутке («континенты» сначала являются в мизансценах почти клоунских, потом прорастает не раздражающий пафос).
А если хореографы поленились и поставили балеринам только элегические проходки по сцене (как Ренато Занелла для Симеоновой, Люсинда Чайлдс для Сташкевич, Азур Бартон для Шипулиной), так девушек в этих ролях трудно отличить друг от друга.
Наиболее выгодно смотрелась в отдельном номере Мария Кочеткова, которой сочинил танец Йорма Эло, – миниатюра о гипсовой такой, выбеленной балеринке, которую держит в жестких тисках внешняя форма и которая прорывается сквозь навязанную роль, делая жесткие руки – плавными и все тело – текучим. По слухам, Кочеткова отчаяннее всех балерин в проекте настаивала именно на том хореографе, которого выбрала сама, и результат налицо. То есть школа школой, а что из человека (и что у человека) получится, зависит по-прежнему от конкретной личности.