Лариса Гетьман реставратор кости, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
(Не)совместимые кости
Реставратор кости — профессия уникальная. Вещи, которые мы восстанавливаем, достаточно редкие. Дело в том, что кость как отдельный предмет не существует. Она все равно идет вместе с каким-то другим материалом. Например, веер из кости может быть скреплен металлическим штифтом, может быть расписан и чем-то дополнительно декорирован (фольгой, бумагой), а сверху у вееров обычно проходит соединительная лента. Костяные шкатулки обычно имеют деревянную основу. Мы должны понимать, что нам делать не только с костью, но и с основой объекта, и определять, могут ли материалы сосуществовать друг с другом. Если кость и дерево могут быть совместимы, потому что это органические материалы, то взаимодействие кости и металла проходит уже сложнее.
Предметы, которые мы реставрируем, выполнены либо из кости, либо из рога, либо из перламутра, либо из черепахи. Мы работаем с русскими бытовыми вещами или культовыми предметами, такими как шкатулки, иконы, предметы восточной коллекции, панно, инкрустированные перламутром, костью, рогом, черепахой, а также с археологическими предметами, веерами, миниатюрой на кости.
От промыслов, которые существовали у нас в России, ничего не осталось. Проблема в том, что никто не знает, где брать кость. Слоновую кость, кость мамонта, моржовую кость купить гораздо проще, чем коровью, которая стоит дешевле. Сейчас у нас не работают мясокомбинаты, которые раньше поставляли эту кость. Мясо теперь приходит в брикетах, а кости нет. Поэтому те сувенирные цеха, которые были при мясокомбинатах, исчезли. Чтобы купить мешок кости, нужно приложить много усилий.
Но коровья кость — сероватая, пористая, в ее поверхность со временем забивается грязь, и кость теряет свой цвет. Благородной костью считается кость бивня слона и бивня мамонта. Мамонтовая кость более иссушенная, так как долго пролежала в земле, слоновая — посвежее, но работать приятно одинаково и с той и с другой. Кость мамонта до сих пор добывают в промышленных масштабах, но очень часто она не очень хорошего качества. Ее у нас очень много покупают китайцы. Когда рядом с такой костью ставят воду, она наполняется влагой, поэтому трещины незаметны, лишь спустя время дома вы можете заметить, что кость некачественная.
А еще кость — материал, который очень чутко реагирует на все температурно-влажностные изменения, поэтому наши отопительные сезоны для нее очень вредны.
Тайна комода Марии Ермоловой
Иногда бывает, что утраченные фрагменты в предметах восполнены утраченными фрагментами из других предметов. Однажды мы реставрировали комод Марии Николаевны Ермоловой. Он состоял из добротного основания из грушевого дерева, которое было украшено костяными узорами. Глядя на него, никто не мог понять, что сам комод — конца XIX века, а костяные узоры — первой половины XIX века. Видимо, получилось так, что кто-то приобрел комод и решил его украсить, купил пластины на вес и приклеил их, и получилась вот такая эклектика. Комод был покрыт страшными разноименными наслоениями, каждый владелец старался внести свою лепту. Был еще комод из «Коломенского», украшенный портретами наших царей. Удивительно, но ему удалось перенести войны и революции. Реставрировали мы его долгие годы, так как долго думали, что делать со всеми этими костными ажурными портретами.
Миниатюру мы реставрируем под лупой, используя только сухую очистку. Раньше, когда кто-то хотел снять загрязнение с миниатюры, он мог протереть ее мокрой тряпочкой, а это ее очень разрушало. Раньше миниатюра была что фотография — ее убирали под стекло, в рамочку, а рамочки были дорогие. Во время революции их стали продавать, чтобы выжить. Поэтому миниатюра оставалась без нужной защиты, ее иногда хранили просто в коробках. Вот со всеми этими накопившимися повреждениями миниатюр мы боремся.
Обидно, но почти все костяные вещи — без имени. Я как-то делала шкатулку из Городца, середины XVIII века. Видно было, что над шкатулкой работало несколько мастеров, очевидно, мастер и ученики. Потом я нашла такую шкатулку в Эрмитаже, видимо, их было несколько. Хорошо, что хотя бы современные мастера подписывают свои работы.