Я не профессиональный музыкант: окончил строительный институт и теперь проектирую здания. А музыка — это мое хобби.
Pink Floyd я начал слушать еще в детстве благодаря отцу. А потом, в институте, лет в 20 я сам ими заинтересовался, все осознанно переслушал, долго вникал в тексты, прочитал про них книги, послушал другие трибьюты. И захотелось сделать что-то подобное в Москве. Сейчас музыка Pink Floyd мне уже приелась: я ее в последнее время не слушаю, только играю. Теперь хочется чего-нибудь другого. Недавно я заинтересовался джазом, фьюжен, фанком 1970-х.
О проекте
«Московские новости» встретились с русскими Элвисами и Полами Маккартни, чтобы выяснить, насколько интересно перепевать чужие песни, зачем добиваться внешней схожести с кумиром и как реагируют на трибьют-концерты фанаты со стажем.
Для меня долгое время было загадкой, почему в Москве нет других трибьютов Pink Floyd. Но потом все стало понятно: это же музыка нетанцевальная. На вечеринку «Битлз» можно прийти потанцевать, а песни «Пинк Флойд» можно только слушать. На настоящих концертах Pink Floyd в зале, даже на стадионах, ставили кресла, чтобы зрителям было удобно слушать и смотреть на световое шоу. В помещениях московских клубов вызвать у людей восторг звуком очень тяжело, особенно с нашими инструментами. Да и важную для «Флойд» визуальную часть невозможно воспроизвести. Мы одно время хотели повторить их визуальный ряд, но в большинстве столичных клубов нет даже проектора.
Я думаю, на наших концертах немного людей, кто попал сюда случайно и после этого заинтересовался «Пинк Флойд». Большинство зрителей пришло целенаправленно, зная, что услышат. Мы не чувствуем себя проводниками музыки Pink Floyd в современность. Трибьют-группа — это не популяризатор, это скорее продолжатель. Мы играем для тех, кто хотел бы попасть на настоящее шоу оригинала, но по каким-то причинам этого сделать не может. В нашем случае точно не может: «Пинк Флойд» больше нет.
Молодых фанатов у «Флойд» очень мало. Их слушатели в России — это в основном люди, которые переписывали друг у друга пластинки еще во времена СССР. Далеко не все из них доберутся до клуба, просто чтобы послушать нас: фанаты «Пинк Флойд» — домоседы. К тому же старые поклонники «Флойд» заведомо очень критичны, конечно. Фидбэк на наши выступления бывает разный: есть неожиданно восхищенные фанаты, есть критика — иногда необъективная, но больше объективная. Мы сами прекрасно понимаем, что у нас недостаточно и опыта, и технического обеспечения. Но какую-то аудиторию мы все равно всегда собираем, и она увеличивается.
Видео. Pulse исполняет Wish You Were Here
Меня часто спрашивают, зачем надо повторять чужую музыку. Но я уверен, что играть чьи-то песни для любого музыканта — это норма, особенно в молодом возрасте. Просто кто-то делает переосмысление партий, играет музыку разных коллективов, перерабатывает что-то по-своему, а мы делаем цельный полутора-двухчасовой концерт и стараемся играть «в ноль». Это наш подход, и мне он кажется более правильным, потому что позволяет лучше учиться, избежать ошибок в построении своих будущих импровизаций, например. Можно сказать, что все команды прошли через период кавер-групп в самом начале своей жизни, в том числе и «Битлз», и «Пинк Флойд», и все остальные. Это такая школа для группы. А вот трибьют — это, наверное, институт, высшее образование, а в институте выбираешь конкретную специализацию и копируешь определенную вещь. Мы выбрали «Пинк Флойд».
Я думаю, лучше всего у нас получается играть ранних «Флойд». В любом случае мы жалкое подобие того, что было тогда. У нас нет ни той аппаратуры, ни такого опыта, ни визуального ряда. Да и место и время уже не те.
У нас очень разновозрастная команда. Ударнику, например, за 50. Но это все не проблема. Кстати, наши басист и ударник вообще не фанаты Pink Floyd. Они просто искали команду, в которой можно будет играть музыку, которая им нравится, но нравится не в смысле послушать, а в смысле исполнения, композиции с интересными партиями, а не с интересной мелодией. Ударники всегда ищут что-то со сбивками, изменениями размеров. Басисты ищут какой-нибудь фанк со сложным басовым рисунком. Песни «Флойд» это позволяют.
Мы подбирали все партии на слух. Табулатуры — это крайность, мы их не смотрим. Гитарные соло по табулатурам не распишешь. Несомненно, перепевая такую культовую группу, ощущаешь много страха, много паники. Я всегда думаю на концерте, как бы мне сыграть получше.
Мы копируем музыку «Флойд», а не внешнюю составляющую. По поводу копирования одежды и поведения на сцене мы были до недавнего времени такого мнения: музыкант не должен быть тем, на что смотрит зритель. Музыкант — это просто обезличенная фигура на сцене, которая должна выражать себя через музыку, а не через одежду. Мне кажется, для «Пинк Флойд» такой подход был тоже близок, потому что выступали они просто в черных футболках и на сцене ничего не делали. Но у них была возможность построить шоу, сделать свет. Мы тоже пытались привнести элементы какого-то шоу театрального плана, вставить визуальные и даже танцевальные вещи. У нас были боди-арт-шоу, какие-то цитаты из клипов, текстов песен. Например, при исполнении песни Money у нас летели деньги с потолка. Были детишки на песне Another Brick In The Wall, пели на сцене. Но, конечно, в клубе все элементы шоу «детского» характера, это все другого уровня, нежели то, что можно сделать на стадионе.