Слово «рок-н-ролл» я сначала услышал от мамы. Она что-то говорила про «Битлз», Элвиса Пресли, «роллингов». А потом моему другу подарили магнитофон и несколько кассет. На одной обложке были молоденькие «Битлы», а на другой — какие-то старые дяденьки Rolling Stones, которые внешне веселым Beatles проигрывали. Но когда я послушал их ранние песни, для меня все сразу стало на свои места.
Таким образом, «роллингов» я полюбил давно, но группа Stone Shades была образована в конце 2001 года (до этого я пел в другом коллективе). Сначала мы не планировали играть только Rolling Stones, играли много собственных вещей, даже выпустили альбом. А потом как-то пришли к отдельной двухчасовой программе только из песен «роллингов».
О проекте
«Московские новости» встретились с русскими Элвисами и Полами Маккартни, чтобы выяснить, насколько интересно перепевать чужие песни, зачем добиваться внешней схожести с кумиром и как реагируют на трибьют-концерты фанаты со стажем.
Rolling Stones для меня особенные. Во-первых, мне кажется важным, что они так долго существуют и при этом не надоедают публике. В этом я вижу залог того, что и я могу долго существовать. И мне от этого как исполнителю становится приятно. Вот Мику Джаггеру 70 лет, а он бегает. Во-вторых, они драйвово исполняют рок-н-ролл, используют его глубинные, магнетические элементы. И при этом очень хорошо все это сочетают с развитием техники и звукозаписи. Они привносили в свою музыку что-то новое, но стержень всегда оставался один и тот же. Всегда были рок-н-ролльными.
Видео. Stone Shades исполняют композицию Brown Sugar и другие хиты Rolling Stones
Я многое перенимаю от Джаггера. Мне нравится его поведение на сцене — несколько расхлябанное, но очень уверенное. Такая нарочитая небрежность. Конечно, я смотрел его выступления в записи, но копирование его манеры у меня выходит естественно — мне не приходилось ничего натужно заучивать.
Я продумываю, как выглядеть на сцене. Особенно если это какие-то тематические Rolling Stones вечеринки. У меня есть несколько сценических костюмов, достаточно диковато выглядящих для обычной жизни. Мне кажется, артист на сцене должен выделяться, публике должно быть интересно на него смотреть. Это же шоу.
Вокальную подачу тоже как трибьюту надо «снимать». У Джаггера она самоуверенная, резкая. Но у меня голос в принципе так звучит, я всегда так пел. Песни «роллингов» мы не копируем строчка в строчку, но отсебятины много не вносим. Просто плаваем в рамках песни.
Иногда, честно говоря, я прямо растворяюсь на сцене и чувствую, что я Джаггер. А иногда — что даже лучше. Это некоторая гордыня. Но это не весь концерт, а отдельные элементы, я потом их вспоминаю и сам над собой смеюсь — с долей юмора. Джаггер иногда ко мне приходит и вне сцены. Когда я кривляюсь с друзьями, например. Это проявляется в том, что я начинаю чем-нибудь хвастаться, задирать нос. Еще это видно по моей мимике.
Джаггер иногда ко мне приходит и вне сцены. Когда я кривляюсь с друзьями, например. Это видно по моей мимике
Его жизнь мне прожить не хотелось бы, меня вполне устраивает своя. А зависть — ну да, что-то такое к нему есть. Вот у Мика Джаггера много денег, например. А профессиональная зависть — я и сам могу развиться. Я считаю, что некоторые наши песни, безусловно, на уровне Rolling Stones.
Я был на обоих концертах «роллингов» в России — в 1998 году в Москве и в 2007-м в Питере. Трудно объяснить, что я почувствовал, когда первый раз увидел их живьем. Восторг, конечно. Питерский концерт был не так давно, и я его помню лучше. Я весь концерт прыгал, сбил себе все ноги, отхлопал все руки и сорвал голос. Было здорово. Когда они начали концерт с одной из моих любимых песен Start Me Up, у меня непроизвольно руки поднялись вверх. Было очень круто.
Мне никогда не надоедали Rolling Stones, а от рок-н-ролла в целом иногда бывает перенасыщение. Особенно летом, когда хочется уехать куда-нибудь на природу, чтобы было спокойно и ничего не шумело.
У меня нет самых любимых песен «роллингов». Есть такие, которые мне просто нравится петь, а есть — которые ну просто очень нравится. Например, Brown Sugar, Paint In Black, Get Off Of My Cloud. Но вообще таких много.
Наши слушатели совсем разных возрастов — от 18 до 40–50 лет. Основной вал отзывов от всех идет положительный. Бывает, конечно, что какие-то фанаты шипят. Но, как говорится, когда писатель не становится хорошим писателем, он становится критиком.
Я думаю, в нашей стране Rolling Stones слушают поменьше, чем Beatles или Red Hot Chili Peppers. С чем это связано, не знаю. Наверное, с нашим менталитетом. Rolling Stones — группа очень известная, но я бы не сказал, что она массово популярна. Она скорее для элитарных кругов. У нас в стране знают и постоянно заказывают только четыре их песни: Paint In Black, Satisfaction, Ruby Tuesday и Angie.
Мы действительно чувствуем себя популяризаторами творчества «роллингов». Мне нравится просвещать людей. Меня музыканты даже ругают: иногда так на сцене заносит, что я начинаю читать мини-лекции между песнями. Рассказываю, с какого альбома трек, какого года, какие места в хит-параде занимал.
Я думаю, если бы наше видео увидел Джаггер, он бы сказал: «О боже, это же мы, только в молодости! Нам пора уходить на пенсию. Я отдаю им все миллионы!» (Смеется.)
Рок-н-ролл — это энергия. Это как электричество, как молния. Вот что такое рок-н-ролл. Он придает жизни, но если постоянно в нем находиться, он убивает. Но без него очень скучно и тускло.
Если бы у меня была возможность спеть что-то Мику Джаггеру, я бы, наверное, спел Time Is On My Side — «Время на моей стороне». Было бы смешно, с подколом. Это хорошая идея. Или спел бы Satisfaction в знак того, что мало вы к нам в Россию, ребята, ездите.