По-настоящему я открыл для себя AC/DC на знаменитом тушинском фестивале «Монстры рока» в 1991 году. Они меня поразили своей экспрессией и потрясающим звуком. Спустя какое-то время мне попалась запись того концерта, и меня опять потрясло качество их выступления. Как-то сразу родилась идея сделать трибьют-группу — не кавер-бенд, а что-то серьезное. Хотелось сделать хороший качественный продукт, пусть не свой, пусть перепевку, но чтобы это было востребовано людьми, чтобы мы могли передать дух AC/DC, сделать максимально похожий саунд. В те годы у меня как раз были благоприятные условия для занятий музыкой: лихие 1990-е закончились, дети подросли, появилось свободное время. Были друзья-музыканты.
О проекте
«Московские новости» встретились с русскими Элвисами и Полами Маккартни, чтобы выяснить, насколько интересно перепевать чужие песни, зачем добиваться внешней схожести с кумиром и как реагируют на трибьют-концерты фанаты со стажем.
Поначалу я, честно говоря, думал, что мы просто соберемся с пацанами, поиграем на репетиционной базе, покайфуем, а надоест — разбежимся. Настоящие музыканты AC/DC такого высокого уровня, и мне казалось, что нереально будет сделать похожий звук. А потом вдруг стало что-то получаться. Мне даже не верилось.
Крис Слэйд сказал мне: «Ты чертовски похож на Брайана. Даже волосы у тебя из-под кепки так же торчат!»
Главной проблемой было найти вокалиста: в России в то время рок-вокалу не учили, да и сейчас особо не учат. Вокал Брайана Джонсона трудно имитировать. Поиски «русского Брайана» ни к чему не привели, поэтому пришлось петь самому. Все приходило с трудом и болезненно: меня мучили страшные фарингиты, после каждой репетиции я неделями кашлял, но потом привык. Много занимался, ставил дыхание, мне даже выпала возможность потренироваться у Сета Риггса — крутого американского преподавателя вокала. Я пару раз был на его мастер-классах, а потом оказалось, что у него и сам Брайан Джонсон как-то занимался.
Видео. Easy Dizzy и Крис Слэйд исполняют Big Gun
Я бы не сказал, что внешне я сильно похож на солиста AC/DC, но когда надеваю кепку, то издалека вполне даже ничего. Одеться так же не составляет труда: майка, джинсы. Трибьютам Kiss, наверное, сложнее.
Внешняя схожесть — это, конечно, интересно, но сначала я был против копирования знаменитых раздеваний Ангуса и всей театральности: не хотелось превратиться в пародистов Элвиса. В мире много трибьютов AC/DC, которые копируют походку, внешние атрибуты, но плохо играют сами песни. У нас на первом месте стоял похожий звук. Когда мы его достигли, смогли переключиться на шоу-составляющую.
Когда я выхожу на сцену, мне иногда кажется, что я уже не я. Уже в роли. Если играешь в трибьюте, надо быть хорошим артистом. Мы же, по сути, показываем музыкальный театр. Я не могу сказать, что во время шоу полностью теряю себя и становлюсь Брайаном. Но вообще это сложный вопрос.
Как группа мы существуем семь лет. Выступали на разных площадках, на байк-фестах. Потом проникли в культовый клуб Music Town — и пошла такая волна. Я смог добиться официального разрешения от Sony Music исполнять композиции AC/DC, и это сразу выделило нас из кавербендщины. Хотя вообще-то в России ситуация с авторскими правами хаотичная, теперь в любом случае с официальным разрешением мы можем чувствовать себя комфортно.
В качестве трибьюта AC/DC мы добились многого. В Германии в местечке Гайзельвинд каждый год проходит большой съезд фанатов AC/DC, туда приезжают самые оголтелые фаны. В этом году съезд особый, посвященный 40-летию группы. И мы выиграли право быть хедлайнерами шоу. Нас выбрали из множества трибьют-групп. Теперь у нас, конечно, есть ощущение огромной ответственности: все-таки нас будут слушать самые верные фанаты AC/DC.
К таким моментам нам не привыкать. Стоит хотя бы вспомнить наши выступления с бывшим ударником AC/DC Крисом Слэйдом! Как мы его к себе зазвали? Одна знакомая группа приглашала к себе поиграть музыканта, который в то время был в туре со Слэйдом. И мы решили: а давайте привлечем Криса сыграть с нами. Это оказалось по зубам организаторам концертов, и он к нам приехал. Встретились, порепетировали. Было очень волнительно: такому человеку надо соответствовать — его уровню, классу. Я на репетицию шел — трепыхался как овечий хвост. Но ничего, он не строил звезду, был очень общительным. Такой настоящий интеллигентный британец. Я приставал к нему с вопросами: «Как Брайан поет? Громко, негромко?» Он сказал: «Я не знаю, как у него это получалось, не знаю, как получается у тебя. Но ты чертовски на него похож. Даже волосы у тебя из-под кепки так же торчат!» На первый совместный концерт со Слэйдом в Music Town пришло около 1000 человек — туда бы больше и не влезло. А всего мы отыграли вместе около 20 концертов.
Периодически у меня есть ощущение вторичности, особенно когда смотришь какой-нибудь концерт AC/DC. Естественно, мысль идет: мы-то стадионов не соберем. Но, учитывая ситуацию в стране с рок-н-роллом, для нас это уже немало — то, чего мы достигли. А что касается своего материала — мы этим занимаемся потихоньку, наверное, это один из путей развития. Потолка мы еще как трибьют не достигли, но придет пора, когда надо будет показать, что мы сами можем сделать. Пускай это будет похоже на AC/DC — мы не можем уйти от стилистики. Как любой солдат хочет стать генералом, так и мы хотели бы стать суперзвездами. Но я не уверен, что это можно сделать в России. И сильно не уверен, что российская группа может выйти на международный уровень.
Мы стали трибьютом не только потому, что нам это дико нравится. Мы делаем это еще и для людей. Если брать какой-нибудь Сургут, там же людям тоже хочется послушать AC/DC, но братья Янги туда никогда не заедут. И вот благодаря нам люди в дальних городах имеют возможность прийти и послушать свою любимую музыку.