Рубрика: Культура

Узнать портрет без лица

В Институте русского реалистического искусства не боится детей с красками
09 января 08:00Инна ЛогуноваИнна Логунова
Институт русского реалистического искусства

В Институте русского реалистического искусства сделали ставку на детские образовательные программы

«Московские новости» пообщались с людьми, которые придумывают и воплощают в жизнь нестандартные музейные проекты и программы.

Надежда Степанова, Директор по маркетингу и PR Института русского реалистического искусства

О себе

Самая первая работа — лаборант в Музее древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева, — казалось,  убила желание работать в музейной сфере навсегда. После окончания Московского полиграфического института  по специальности редактор-издатель писала о телевидении в изданиях  «Время новостей», «Известия», «Газета.ру», «Труд», «Сноб».  Журналистская карьера переросла в карьеру пиарщика. Опыт работы пресс-атташе Европейской медиагруппы и директором по маркетингу радиостанции NEXT, как ни странно, пригодился в музейном деле. Спустя шестнадцать лет медийная практика помогла сделать Институт русского реалистического искусства современным  и удобным для посещения выставочным пространством, привлекательным для молодой аудитории.

Об Институте русского реалистического искусства

Мы хотим сделать из Института такое место, куда можно было бы просто так приходить – не только по особым случаям и не только на открытие выставок, чтобы ИРРИ стал авторитетной искусствоведческой площадкой. Возможно, мы отсекаем какой-то важный сегмент, но в большей степени ориентируемся на достаточно молодую публику. Люди старшего поколения и так ходят в музеи, это для них привычка и потребность.

Наши образовательные программы — мастер-классы и лекции — пока ориентированы прежде всего на семейную аудиторию. Часто получается, что на неделе дети находятся на попечении нянь или воспитателей в детском саду, с родителями почти не общаются. Хотелось хотя бы в выходные их «свести» так, чтобы никому не было скучно с одной стороны, и чтобы уроки были действительно познавательными — с другой. Лекции ведут как штатные искусствоведы, их у нас трое, так и приглашенные лекторы. Художник Вера Лагутенкова стала для нас совершеннейшей находкой. Она прекрасный рассказчик и легко находит общий язык с детьми. Вот недавно она провела прекрасный мастер-класс «Зимние краски»: сначала его слушатели на примере пейзажей из нашей коллекции узнали, что живописный снег бывает и фиолетовым, и лиловым, и синим и даже зеленым, о том, как написать снег мастихином, а как пастозно кистью. Потом все вместе отправились раскрашивать новогодние шарики. До этого, в ноябре, изучали владимирскую школу живописи и делали с детьми картины из пластилина. Вообще постоянно придумываем новые темы и интересные ходы. На одном из мастер-классов затеяли историю с семейными гербами. Объяснили основные принципы, символику цветов. Было так приятно видеть, как даже папы, высунув язык, с горящими глазами вырезали модели из бумаги, клеили, рисовали. 

Логунова

В основе экспозиции Института русского реалистического искусства — частная коллекция живописи бизнесмена Алексея Ананьева.

На таких занятиях наши гости узнают, а главное запоминают, новые для себя имена русских и советских живописцев, начинают интересоваться русской реалистической живописью ХХ века. А это одна из наших главнейших задач.

Планов у Института много, собираемся сделать аудиогиды, расширить сувенирную лавку и сделать уютное кафе, удобное для современного городского жителя. Думаю, даже небольшой кинозал сделаем, где можно будет посмотреть видеолекции о художниках, например. Еще у меня мечта, которую надеюсь осуществить в ближайшее время, — отдать на откуп детям одну стену в холле, на которой они могли бы рисовать в свое удовольствие. Есть сейчас такие краски для стен, которые легко моются. Так что рисовать на них можно сколько угодно. Вообще, во многих российских музеях дети воспринимаются как чуму или наводнение — как бы они чего не испортили. У нас нет. У нас и с колясками можно. Фотографировать, кстати, тоже разрешаем.

Логунова

Мастер-классы проходят прямо в выставочных залах

 

О взрослых мы тоже не забываем. С февраля запускаем для них серию лекций. Первой станет программа «Портрет без лица». В этом жанре, конечно, силен Рене Магритт, но и на примере полотен из коллекции ИРРИ мы придумали, на мой взгляд, увлекательную лекцию.

С нового года будем работать и на «креативный класс» — планируем запустить проект «АРТ-ланч» для людей, работающих на территории, (музей располагается в пространстве бизнес-центра «Новоспасский двор»). Представьте, заходишь после обеда на 15 минут в Институт и получаешь такую познавательную культурную инъекцию в виде мини-лекции об одном шедевре или художнике. Здорово же!

Институт русского реалистического искусства

Дербеневская набережная д. 7, стр. 31

Институт открылся в декабре 2011 года. Располагается мы в  здании бывшей котельной ситценабивной фабрики Эмиля Циндлера. В основе экспозиции — частная коллекция русской реалистической живописи бизнесмена Алексея Ананьева. В залах представлены 470 полотен, в запасниках хранится около 6 тысяч картин, которые Институт также планирует выставлять.

Вернуться к материалу «В музей за пом д’амур и дополненной реальностью»