Сюжет: Акционизм
Рубрика: Культура

Акционизм в Москве достиг апофеоза

Художники рассказали «Московским новостям», почему в России за искусство можно попасть в тюрьму
06 декабря 21:01Соня ШпильбергСоня Шпильберг
Pussy

Акция Pussy Riot на Лобном месте в Москве

В ХХ веке искусство пережило массу трансформаций. Оно побывало в «Черном квадрате» Казимира Малевича, в писсуаре Марселя Дюшана, в консервной банке с надписью «Дерьмо художника» Пьеро Мандзони, в алеаторических перформансах Джона Кейджа, приобретало невообразимые формы и отправлялось в космос концептуальности. Тогда же, в XX веке, в причудливой череде стилей и методов в искусстве появился еще один жанр, благодаря которому зритель стал соучастником художественных процессов без всякого на то согласия.
 

В 2012 году, через полвека после своего официального провозглашения, этот жанр вызвал, наконец, оглушительную реакцию всего мирового сообщества. Имя ему — акционизм, и Pussy Riot довели его до логического апофеоза. У акционизма недолгая, но богатая событиями история. Он был зачат в начале ХХ века дадаистами, сформировался в 60-е годы в Вене, был многократно утвержден в Москве в 90-е, а в 2012-м вышел на сакральную территорию — амвон православной церкви.

Pussy Riot не получат премию Кандинского. 12 декабря ее вручат другим художникам, менее, может быть, известным и не таким скандальным, и скорее всего совсем не акционистам. Pussy Riot – художники. Не панк-группа и тем более не «хулиганки», и есть причины, по которым для общества — это новость. Понимание современного искусства – тоже институт, которому в нашем государстве пока не нашлось места.

«Московские новости» встретились с известными художниками и попросили рассказать, что такое московский акционизм, с чем его едят, и почему в России за искусство можно попасть в тюрьму.

Олег Кулик: Мир растет из грязи и гумуса

Дмитрий Гутов: Пусси Райот исполнили мечту художников 90-х

Герман Виноградов: Женская энергия становится главенствующей

Катя Самуцевич: Наше дело показало, что в стране проблема с культурной политикой

Анатолий Осмоловский: Художник вынужден бить микроскопом по голове

АЕС+Ф: Мы можем воспринимать Христа как акциониста