Рубрика: Колумнисты

Экстремизм крепчал

Государство с таким энтузиазмом борется с экстремизмом, что экстремизма ему уже не хватает
За десять лет борьбы с экстремизмом мы почти догнали католиков по количеству запрещенных книг

За десять лет борьбы с экстремизмом мы почти догнали католиков по количеству запрещенных книг

Если экстремизм сдулся до почтового спама, может быть, имеет смысл найти судам «более лучшее» применение? Или все-таки антиправительственные мысли так опасны, что без внесения их в запрещенный список ярославские энергетики не смогут подготовиться к зиме?
 

Десять лет назад Госдума приняла закон «О противодействии экстремистской деятельности».

И законодателей есть с чем поздравить — десять лет страна успешно борется с этим злом

Именно этот замечательный закон дал нам наибольшее количество политзаключенных, признанных таковыми международными организациями.

По этому закону судили не только людей, но и книги, и видеоматериалы — за их хранение, распространение и изготовления можно заработать неслабый тюремный срок.

Привлекает внимание любопытный документ, порожденный антиэкстремистским законом — это федеральный список экстремистских материалов, состоящий на данный момент из 1255 пунктов и пополняющийся в еженедельном режиме и регулярно обновляющийся на сайте Минюста. Для сравнения: индекс запрещенных книг, утвержденный католической церковью, в последней редакции своей включал 4 тыс. произведений. Минюсту есть куда стремиться? Безусловно, только католический индекс формировался более пяти столетий и был отменен в 1966 году вторым Ватиканским собором как элемент некоторого анахронизма. А мы за десять лет борьбы с экстремизмом почти догнали католиков по количеству запрещенных книг. Причем это даже не удивляет — о возврате России в средневековье говорят очень солидные ученые: вот, например, под эгидой одного из известных политологических центров Москвы недавно вышла брошюра «Возрождение «феодальной» архаики в современной России».

Конечно, читать в этом списке совершенно нечего. Больше всего там низкопробной расистской и националистической литературы, которую и запрещать-то не стоило лишь потому, что сам запрет — для ее авторов дополнительная реклама. Не обошлось и без конфузов: в список попали труды уважаемых мусульманских богословов, совсем не похожих на ваххабитов, например, имам-хатыба мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова. Едва не угодила туда и одна из самых почитаемых книг индуизма «Бхагават-гита как она есть», что едва не привело к разрыву дипотношений с Индией.

Но интересен «общеэкстремистский», если можно так выразиться, тренд. Если в начале списка фигурируют мощные трактаты, программные статьи, даже многотомная беллетристика и нечто вроде мемуаров, то в конце списка обнаруживаются листовки, прокламации, тексты песен и просто интернетовский спам.

Последний пункт представлен выдающимся решением Кировского районного суда города Ярославля от 28 марта 2012 года. В трех скупых строках судебного решения рассказана захватывающая история о том, как информационное письмо в виде текстового документа поступило 29 декабря 2011 года в департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области со страшного электронного адреса mailto smertputinismu@svergnutputina.ru. И у энергетиков перед Новым годом не нашлось других дел, кроме как бежать в суд. Теперь наводящее на власти ужас письмо гордо фигурирует в одном списке с «Майн кампф». Видимо, степень его общественной опасности сопоставима с угрозой, исходящей от трудов классиков национал-социализма.

Если экстремизм сдулся до почтового спама, может быть, имеет смысл найти судам «более лучшее» применение? Или все-таки антиправительственные мысли так опасны, что без внесения их в запрещенный список ярославские энергетики не смогут подготовиться к зиме?