Социальное расслоение населения достигло такой степени, что кризисы богатых и бедных не пересекаются
В конце прошлой недели рубль упал ниже отметки 34 руб./доллар. Никаких внешних признаков, сигнализирующих об этом событии, не наблюдалось. Огромных толп, штурмующих обменные пункты, в городе не замечено. Никто не атаковал банки, требуя снять все до копейки с рублевого депозита. Удивительно, но в супермаркетах с полок не сметали соль и крупы. В социальных сетях тоже никто не инициировал яростных дискуссий о динамике валютных курсов — и это отметили многие. И абсолютно не кривя душой, зампред Центробанка Сергей Швецов заявил на заседании рабочей группы Госдумы: «Население ведет себя абсолютно нормально, никаких очередей в обменных пунктах нет».
А еще раньше сам глава ЦБ Игнатьев рассказал депутатам, что страна готова к кризису. Кто бы сомневался. Лучше бы она была готова к нормальной жизни.
Энергетика кризиса как общенациональной пугалки просто выдохлась. Наших людей кризисом не испугаешь. Похоже, он стал константой бытия.
После 1998 года у нас выработался стойкий иммунитет к кризису. И действительно, ну сколько можно кричать: «Волки, волки…»
Социальное расслоение населения достигло уже такой степени, что кризисы богатых и бедных — они не пересекаются. Когда грянул 2008 год, сокращения зарплат и урезания бонусов в большей степени коснулись хорошо обеспеченных жителей больших городов. Исключая моногорода — там просто наступила труба, но не до каждого такого Пикалево доехал Путин. А в обычном среднем российском городе как было неимоверно трудно выживать на 15 тыс. средней зарплаты, так и осталось, и кризис этой реальности параллелен.
Поэтому его давно никто не боится.
И правда, что нам до Греции? Разве есть оригиналы, хранящие деньги в греческих банках?
НЕ бежать менять валюту после чтения новостей с бирж.
НЕ пытаться вложить последние сбережения хотя бы во что-нибудь, что не «потонет».
НЕ нагнетать панику — потому что ожидания кризиса как раз и порождают худший кризис, давно замечено.
Это хорошо, это правильная позиция.
«Семь тучных лет» закончились еще в 2008 году, когда случился крах Lehman Brothers — дальше все знают, пересказывать не надо. А теперь наступила «новая нормальность» — так экономисты окрестили ситуацию посткризисного развития, когда темпы роста будут ну очень слабыми, еле теплящимися, и это нормально. Очень грамотный термин. Слова «рецессия» и «спад» несут в себе негативную окраску. А «нормальность» может быть только позитивной. Кто же хочет оказаться ненормальным? Хотя лет на десять раньше такое положение дел назвали бы стагнацией — как минимум.
Кто-кто там сказал про удвоение ВВП за десять лет? Он уже и сам забыл. Экономика не способна к росту реального ВВП в 7,2% ежегодно — а именно он нужен для удвоения. 1% роста в год — и уже хорошо. Экономика никогда уже не вернется к тому, что было до 2008 года.
А кто жаждет чего-то большего — тот ненормален. Будь «новым нормальным» — живи так, будто кризис был, есть и будет всегда.
Также в разделе



