Нынешнее «землетрясение» в Ватикане является подтверждением обострившейся в последнее время подковерной политико-бюрократической борьбы в Римской курии
В минувшую пятницу мировые информагентства передали сенсационную новость: «В Ватикане арестован личный камердинер Папы Римского Бенедикта XVI, который передавал прессе секретные документы Святого престола». Это известие произвело на Апеннинах, да и во всем католическом мире, эффект разорвавшейся бомбы. Уже пару веков за Бронзовыми вратами не производились аресты. И хотя по официальной статистике в 2010 году местный трибунал рассмотрел 126 уголовных дел, все они были связаны в основном с деятельностью неутомимых карманников на площади Святого Петра.
Шпионские страсти
Однако на сей раз жандармы задержали не просто человека с ватиканским паспортом, но члена так называемой папской семьи, то есть ближайшего окружения понтифика. В эту малочисленную группу входят, в частности, два его личных секретаря — немец Георг Генсвайн и мальтиец Альфред Шуэреб, четыре монахини, а также старший брат Папы священник Георг Ратцингер.
Итак, если говорить о лицах, не имеющих духовного сана, то 46-летний Паоло Габриэле, которого обитатели Апостольского дворца ласково величали Паолетто, был самым близким к Папе человеком. Это он ранним утром будил понтифика, помогал ему одеться и провожал на мессу в его личную капеллу. Это он накрывал к обеду, а зачастую и сам трапезничал за одним столом с викарием Христа. Это он провожал вечером суверена в опочивальню. Это он неизменно сопровождал главу Римско-католической церкви во всех поездках и сидел в «папамобиле» на переднем сиденье рядом с водителем. Наконец, это именно он имел ключи от всех комнат Апостольского дворца, включая те, куда остальным вход был строго воспрещен.
Габриэле взяли прямо на его ватиканской квартире, где он проживал с женой и тремя детьми. При аресте у него были обнаружены несколько коробок с конфиденциальными документами, включая частные письма понтифика, а также фотоаппаратуру, необходимую для копирования секретных бумаг. Именно эти закрытые документы уже давно публиковались или обильно цитировались в итальянской печати, создавая немалые проблемы для Святого престола. Об аресте Паолетто был немедленно проинформирован Бенедикт XVI, которому, как было заявлено, это известие причинило «душевную боль».
В настоящий момент Габриэле содержится в камере (4 на 4 метра) в здании ватиканской жандармерии под круглосуточным видеонаблюдением. Пока ему предъявлено лишь обвинение в хищении документов, но в перспективе папскому камердинеру грозит 30 лет тюрьмы за нарушение тайны переписки главы государства, что может быть приравнено к подрыву государственной безопасности Ватикана.
Судя по всему, в ближайшее время Габриэле должен заговорить и раскрыть имена своих сообщников. Ведь никто в Ватикане не верит, что Паолетто мог действовать в одиночку. В частности, здесь циркулирует информация о том, что к его шпионской деятельности причастна некая таинственная женщина, имеющая доступ в Апостольский дворец. Более того, многие за Бронзовыми вратами убеждены, что камердинер был лишь пешкой в чужой игре, а за ним стоят куда более влиятельные «персоны, одетые в красное» (то есть кардиналы Римской курии).
Смею предположить, что папский камердинер мог действовать из высших побуждений или как минимум по высшему повелению. По свидетельствам очевидцев, этот человек был искренне предан церкви, а значит, если и пошел на столь рискованный шаг, должен был иметь более чем серьезные мотивации. «В Ватикане все уважали Паолетто. Я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил о нем плохо или распространял какие-то слухи. Поверьте, это большая редкость в нашей среде», — сказал мне о Габриэле один искушенный в делах Святого престола человек.
Сенсационное свидетельство, подтверждающее эти соображения, опубликовала в понедельник римская газета Repubblica. Некий аноним встретился с корреспондентом влиятельного издания и утверждал, что является членом тайной группы, которая и занималась осуществлением операции Vatileaks (так по аналогии с Wikileaks великого и ужасного Джулиана Асанжа окрестил это дело сам глава службы печати Ватикана Федерико Ломбарди). На вопрос журналиста «Кто же вы такие?» последовал ответ: «Существуют те, кто противостоит государственному секретарю (премьер-министру Ватикана) Тарчизио Бертоне. Те, кто полагают, что Бенедикт XVI слишком слаб, чтобы руководить Церковью. Те, кто считают, что настал подходящий момент, чтобы выступить. Но в конце концов ситуация пришла к противостоянию всех против всех в войне, где уже никто не знает, на чьей он стороне».
Отставка «банкира Господа»
Собственно говоря, версия, изложенная вероятным участником операции Vatileaks, представляется весьма правдоподобной. Группа влиятельных персон в Ватикане не могла более мириться с резко разросшейся властью кардинала Бертоне и усилившимся влиянием на папу со стороны его личного секретаря Генсвайна. Видя, что престарелого понтифика фактически отгораживают от реального мира, что Папа не слышит голосов тех, кто вопиет о глубоком кризисе и, в частности, о коррупции в высших эшелонах власти, эти люди решились на радикальный шаг. Они предали гласности многие секретные документы Святого престола, надеясь таким образом спасти Церковь от неминуемого коллапса.
Так или иначе, но нынешнее «землетрясение» в Ватикане безусловно является подтверждением невероятно обострившейся в последнее время подковерной политико-бюрократической борьбы в Римской курии. Это война всех против всех делает трудно управляемым гигантский корабль Римско-католической церкви, кормчим которого является 85-летний Йозеф Ратцингер.
Примечательно, что арест Габриэле последовал не только вскоре после выхода в свет широко разрекламированной книги журналиста Джанлуиджи Нуцци «Его Святейшество» (где, собственно, и цитируются многие похищенные из Апостольского дворца документы), но и непосредственно после скандальной отставки Этторе Готти Тедески с поста президента могущественного ватиканского банка IOR.
Этот известный банкир имел прекрасную репутацию, преподавал финансовую этику в Миланском католическом университете и был одним из главных консультантов Бенедикта XVI при написании энциклики Caritas in Veritate («Милосердие в истине»). К слову, некоторые куриальные иерархи подозревали, что именно Готти Тедески может быть тем самым человеком, который сливает конфиденциальную информацию за пределы города-государства. Впрочем, своим неофициальным титулом банкир Господа он поплатился за совсем другое «прегрешение», а именно — за принятие норм по противодействию отмыванию «грязных» денег через IOR. В результате Ватикан должен был этим летом наконец-то попасть в так называемый «Белый список» стран, соблюдающих общепринятые международные правила в данной области.
Соответствующий закон вступил в силу 1 апреля 2011 года, но уже в январе он был неожиданно изменен специальным декретом в связи со «срочной необходимостью». Ни для кого в Ватикане не секрет, что декрет был издан по прямому указанию госсекретаря Бертоне. Готти Тедески и глава службы финансовой информации Святого престола кардинал Аттилио Никора пытались этому нажиму противостоять, но в результате многомесячной «бархатной войны» госсекретарь объявил шах своим противникам и 24 мая отправил главу IOR в унизительную отставку. Рассказывают, что Папа расплакался, узнав об этом решении.
Теперь, вероятно, следует ждать второго, решающего сражения между 77-летним Бертоне, которому в декабре грозит отставка по возрасту, и его противниками из курии, которых, по всей видимости, в любой момент могут обвинить в помощи «внешним врагам» Святого престола…
В гнезде гадюк
Наверное, я бы повременил рассказывать эту шпионскую историю, тем более что пока она еще далека от своего завершения. Но уже сейчас ясно одно: в мире (а членами Римско-католической церкви считают себя почти 1,2 млрд верующих на всех континентах) растет серьезная озабоченность тем, что происходит в Ватикане. Неприкрытая борьба между различными кланами Римской курии в условиях, когда участники ватиканского руководящего тандема находятся в заключительной стадии своего правления, вызывает недоумение у многих католиков и наносит непоправимый ущерб международному престижу Святого престола.
«Римская курия всегда была гнездом гадюк. Но в свое время она хотя бы была самой эффективной государственной структурой в мире. Она руководила империей, над которой никогда не заходило солнце, и имела дипломатию, которой не было равных. Что от всего этого осталось сегодня?» — задается вопросом один из наиболее авторитетных католических литераторов, автор первой в истории книги-интервью с понтификом Витторио Мессори.
Причиной нынешнего кризиса он считает резкое снижение интеллектуального уровня духовенства, отсутствие притока свежих сил в Церковь. «Теперь Папа, как некогда Карл V, который вынужден был управлять бескрайней империей, кричит: «Дайте мне людей!» Качественный упадок налицо», — с горечью подчеркивает Мессори. Но главной бедой Церкви он все же считает «серость и заурядность ее служителей», склонных к зависти, алчности и предательству.
Еще более беспощадный диагноз выносит в связи с нынешним «землетрясением» за Бронзовыми вратами выдающийся теолог современности Ханс Кюнг, в юности, кстати, друживший с Ратцингером. «Ватикан до сих пор остался Двором. На его вершине все еще находится абсолютный монарх со своими средневековыми обычаями и ритуалами… Чем больше ты приближаешься к государю, делая церковную карьеру, тем все меньше имеют значение твоя компетентность, сила характера, твои способности и таланты. Напротив, лучше иметь податливый характер, готовый приспособиться к желаниям монарха. И только он, государь, решает, достоин ли ты признательности».
Воистину это приговор, причем выходящий далеко за пределы крохотного города-государства.
Также в разделе




