Рубрика: Колумнисты

Холодильник Монти

Одна часть итальянского общества уже полностью утратила всякие надежды, а другая — усиленно делает вид, что не замечает этого
Пока правительство повышает налоги, в Италии не проходит и дня, чтобы отчаявшийся безработный или совестливый предприниматель не решил свести счеты с жизнью

Пока правительство повышает налоги, в Италии не проходит и дня, чтобы отчаявшийся безработный или совестливый предприниматель не решил свести счеты с жизнью. Доходит порой до акций самосожжения

На днях в супермаркете я стал свидетелем того, как представитель одной известной сыродельной компании раздавал покупателям кусочки отменного подкопченного сыра и сувенирные магнитики, на которых был изображен холодильник с названием фирмы. При этом юморной старичок приговаривал: «Пробуйте сырок и получите холодильник. Если к вам в дом зайдет Монти, вы останетесь и без сыра, и без холодильника».
 

На днях в супермаркете я стал свидетелем того, как представитель одной известной сыродельной компании раздавал покупателям кусочки отменного подкопченного сыра и сувенирные магнитики, на которых был изображен холодильник с названием фирмы. При этом юморной старичок приговаривал: «Пробуйте сырок и получите холодильник. Если к вам в дом зайдет Монти, вы останетесь и без сыра, и без холодильника».

Все наоборот

Вот уже почти полгода правительство Марио Монти проводит курс, направленный на достижение бездефицитного бюджета, обязательность которого имеется в виду даже зафиксировать в национальной Конституции. На деле эта политика привела к существенному сокращению госрасходов, прежде всего, на пенсионное обеспечение и бесплатное здравоохранение, и к резкому росту фискального бремени. Сейчас по размерам налогов Италия уступает в ЕС только Швеции. При этом любой итальянец прекрасно понимает, что о таком эффективном функционировании госструктур, как в Швеции, ему остается только мечтать.

В целом на Апеннинах сложилась поистине драматическая ситуация. Экономика в рецессии, производство на спаде. По данным Национального института статистики Istat, за первый квартал текущего года ВВП сократился на 0,8%, причем эта тенденция отмечается уже девять месяцев подряд. Кризис привел к резкому сокращению рабочих мест и закрытию многих мелких и средних предприятий, которые являются становым хребтом итальянской экономики. Десятки тысяч рабочих и служащих, потерявших за последние месяцы работу, фактически оказались без средств к существованию. Причем те из них, кому до вожделенной пенсии оставалось всего пару лет, теперь в результате увеличения пенсионного возраста должны будут перебиваться эти годы и без зарплаты, и без соцпособий. 

У предпринимателей — другая беда: тысячи фирм на грани банкротства, потому что выполнив госзаказы, в течение многих месяцев не могут получить причитающиеся им за это деньги. Зато государство, не торопящееся платить по счетам, через фискальные органы требует от бизнесменов своевременной уплаты всех без исключения налогов, а банки категорически отказывают им в кредитах.

«Я плачу своим рабочим 950-1000 евро в месяц, и одновременно отдаю за каждого из них около 1500 евро государству. А надо бы сделать все наоборот: платить работникам по полторы тысячи, а государству — тысячу! Тогда люди смогут потратить дополнительные средства на себя и своих детей, начнут больше потреблять, и экономика наконец-то придет в движение, начнется рост», — с горечью говорил мне хозяин небольшой швейной фабрики, находящейся близ северо-итальянского города Тревизо. 

Человеческие костры

Но его голос вряд ли дойдет до обитателей римского Дворца Киджи, где под руководством премьера Монти изобретаются все новые налоги (включая налог на кошек и собак, который был отклонен лишь в самый последний момент) и еще больше сокращаются госрасходы (на днях стало известно, что государство снимает с себя ответственность за финансовую помощь пострадавшим от стихийных бедствий и перекладывает ее на местные власти, которые должны покрывать эти расходы за счет повышения акцизов на бензин).

Супер-Марио уверенно ведет Италию, финансово-экономическая система которой основательно просела за годы длительного правления Сильвио Берлускони, по пути, проторенному бюрократами Европейской комиссии под нажимом железного канцлера Ангелы Меркель. Ранее по этой дорожке уже проследовали Греция, замершая сейчас на пороге дефолта, и Португалия, которая может вскоре стать вторым кандидатом на вылет из зоны евро.

А в Италии тем временем не проходит и дня, чтобы отчаявшийся безработный или совестливый предприниматель не решил свести счеты с жизнью. Люди стреляются, вешаются и даже сжигают себя заживо. «Эффект Монти: человеческие костры» — под такой шапкой миланская газета Giornale вышла 30 марта после того, как стало известно, что еще один новоиспеченный безработный среди бела дня облил себя бензином и чиркнул зажигалкой в Болонье. А газета Libero после того, как все в той же Болонье 58-летний предприниматель сжег себя у местного отделения государственной налоговой компании Equitalia, опубликовала длинный список бизнесменов, которые покончили с собой в этом году из-за проблем, связанных с уплатой налогов.

Испокон веков итальянцы повторяли: «Надежда умирает последней» и «Пока есть жизнь, есть надежда». Сегодня две этих народных максимы уже звучат не столь убедительно. Такое впечатление, что одна часть итальянского общества уже полностью утратила всякие надежды, а другая — усиленно делает вид, что не замечает этого, будто ничего особенного не происходит. К сожалению, к этой второй категории следует отнести значительную часть политической элиты и многих из тех людей, которые для обычных граждан олицетворяют собой государство.

«Страна должна сделать усилие и осознать, что с ней происходит. Но что-то в этой путанице сообщений СМИ и говорящих голов мешает нам увидеть одиночество и растущую уверенность в том, что никто тебе не поможет. И уверенность эта становится заразительной», — описывает нынешнюю психологическую атмосферу в стране известный леволиберальный публицист и политик Фурио Коломбо.

Им нужны великие потрясения

Приведу еще одну цитату, на сей раз из выступления министра внутренних дел Анны Марии Канчеллиери: «Наша страна нуждается в спокойствии, в том, чтобы выйти из туннеля кризиса. Она должна вновь обрести веру в себя, а молодые люди должны иметь возможность реализовать свои мечты». Трудно не согласиться с министром, которая прекрасно понимает, что Италию в ближайшее время ожидают серьезные потрясения. Во всяком случае, именно об этом предупреждают главу МВД мэры многих итальянских городов, которые считают, что после неминуемо надвигающейся уплаты первой части нового налога на жилье Imu, страну могут охватить массовые волнения.

В минувший четверг Канчеллиери председательствовала в Риме на заседании Национального комитета по общественному порядку и безопасности. Как стало известно СМИ, в ходе этого совещания руководители основных правоохранительных структур и спецслужб вновь сетовали на то, что действующее законодательство не позволяет им уверенно справляться с угрозой анархического насилия, особенно в ходе массовых митингов и манифестаций.

Итальянские правоохранители обоснованно опасаются, что молодые выпускники философских и филологических факультетов, начитавшиеся Бакунина и Троцкого, вновь организуют на улицах и площадях Италии нечто подобное «горячей осени» 2010 года. Тогда массовые студенческие манифестации и связанные с ними столкновения между молодежью и полицией произошли почти в ста крупных городах страны. В октябре прошлого года аналогичные выступления, в которых приняли участие анархисты и антиглобалисты, захлестнули Рим, где опять были отмечены массовые беспорядки. С начала этого года уже несколько отделений налоговой компании Equitalia стали объектом нападений со стороны участников стихийных манифестаций. А 7 мая в Генуе активисты «Неформальной федерации анархистов» совершили покушение на главу энергетической компании Ansaldo Nucleare Роберто Адинолфи и предупредили, что подобного рода акции будут продолжены.

Безусловно, искушение разработать и законодательно оформить драконовские меры по отношению к участникам несанкционированных манифестаций сейчас в Италии велико, как никогда. Однако на заседании комитета по общественной безопасности все-таки было решено пока сделать упор на превентивных мерах. Речь идет об активизации агентурной работы спецслужб, внедрении их сотрудников в радикальные группировки, о более масштабном прослушивании телефонных разговоров и установлении слежки за вызывающими подозрение лицами, а также об обновлении списка из 550 персон, которым положена личная государственная охрана. 

Трудно сказать, дадут ли эти меры желаемый эффект в условиях, когда «холодильник Монти» в любой момент может превратиться в ящик Пандоры. Тем не менее, войти в историю в качестве инициаторов репрессивных мер, в особенности, когда речь идет о свободе собраний, закрепленной во Всеобщей декларации прав человека, отважится далеко не каждый. Поэтому-то итальянские депутаты, зачастую откровенно лоббирующие в парламенте интересы силовых структур, не спешат подобно думцам из «Единой России» законодательно оформлять меры по усилению ответственности за нарушения в ходе общественных манифестаций. Риск репутационных потерь при выдвижении подобных инициатив слишком высок. Однако секретные консультации между МВД и Минюстом на эту тему продолжаются уже несколько недель…