Новая интеллигенция

Герой списка «новых интеллигентов» Денис Старк отвечает «Московским новостям»
05 марта 16:20СтаркДенис Старк
Денис Старк

Денис Старк, основатель движения «Мусора больше нет»

Вот вы пишете «новая», «обнаружили», «на вид самый обычный человек». Так как будто это какое-то новое, исключительное, необычное явление. А таких людей тысячи, в каждом городе, в каждой организации, в каждом доме. Что действительно необычно, так это то, что журналисты обратили на это внимание вместо чрезвычайных происшествий, преступлений, политических скандалов и жизни звёзд.
 

Очередной фигурант десятки героев «новой интеллигенции», составленной «Московскими новостями», Денис Старк, делится своими соображениями по поводу этого термина и нашего проекта.

 

Вот вы пишете «новая», «обнаружили», «на вид самый обычный человек». Так как будто это какое-то новое, исключительное, необычное явление. А таких людей тысячи, в каждом городе, в каждой организации, в каждом доме.  Что действительно необычно, так это то, что журналисты обратили на это внимание вместо черезвычайных происшествий, преступлений, политических скандалов и жизни звёзд.


Для меня, когда я начал убирать мусор, было удивительным, что везде, просто отовсюду приходила помощь. В любом муниципалитете находился человек, желающий помочь, на каждой акции по уборке отдыхающие присоединялись. Нашлись люди, которые сделали и поддерживают  сайт, нашлись дизайнеры? которые сделали логотип, плакаты, баннеры. Одна компания дала перчаток на 150 тыс. рублей и ничего не ожидала взамен, другая предоставила пакеты для мусора. А у меня было стойкое ощущение какой-то нереальности происходящего. Это никак не соответствовало моим представлениям о мире: «каждый же за себя», «всем же наплевать на окружающий мир и на других людей», «бизнес же думает только о прибыли», «чиновники помогают только за взятки». Сначала я думал, что это с миром что-то не то, а потом понял, что мои представления о мире неадекватны.


Вот у меня было такое же ощущение, когда я открыл бизнес. Мне знакомые говорили: «это же сложно, куда ты суёшься». И с детьми такое же ощущение. Когда ребёнка ждали, тёща говорила: «Вы не представляете, как это сложно». Вот откуда все эти мифы? Это нагнетание проблемы? О чиновниках, о детях, о бизнесе.


Я очень благодарен «Московским новостям», что вы начали писать эти истории. Это очень важно, чтобы такие публикации были, чтобы люди читали об этом и воспринимали как норму. Чтобы не боялись общаться с чиновниками, думая, что им нужна взятка, чтобы не боялись ходить к предпринимателям, думая, что им нужна только прибыль, чтобы не боялись говорить с людьми, думая, что им всё равно. И очень важно, что вы подчеркиваете, что это обычные люди.


Однажды у нас на акции телеканал снял, как люди загорают буквально среди мусора. После сюжета несколько человек меня спрашивали: «Неужели вот они прямо так и загорали среди мусора?» Это никого не удивляло на самом пляже, где были сотни таких людей, а когда нескольких людей показали через увеличительное стекло телевидения, это удивило.


Тут есть дилемма. Зрители и читатели в глубине души знают, что нормально, а что нет. Кого можно удивить тем, что обычный человек сделал обычное доброе дело. Кто будет смотреть или читать про это? Нужна сенсация, уникальность, маштабность. И вот подвиг современного журналиста — это отказаться от сенсации и масштабности и научиться передавать красоту явления. Вместо «чем больше, тем лучше» увидеть «прекрасное в малом». И это уже больше похоже на искусство, чем на журналистику.


В проектах «Новой интеллигенции» есть такая особенность, которую надо бережно сохранять при тиражировании в СМИ. Самое нелепое, что можно сделать с такими проектами, это на месте старого медиамифа «всё вокруг плохо» начать создавать новый медиамиф «всё вокруг хорошо». Во всех этих проектах есть сочетание несочетаемого, есть противоречие: «сила без доминирования», «сострадание без жалости», «доброта без поощрения иждивенчества». В этом красота и смысл этих проектов. Этими противоречиями они похожи на искусство.


Я желаю вам успеха в освещении дел и проектов, тех, кого вы называете «Новая интеллигенция». Я считаю, что этих людей гораздо больше, чем вы предполагаете, и что кажущаяся ограниченность и новизна явления связана лишь только с прежним  невниманием СМИ к этому. Более того, я считаю, что эти дела являются проявлением самых естественных человеческих качеств.