Как стало известно «МН», сегодня на первом в 2012 году очном заседании совета директоров «Газпрома» зампред правления по внешнеэкономической деятельности Александр Медведев даст оценку беспрецедентным обыскам, которые Еврокомиссия провела в сентябре прошлого года в европейских «дочках» «Газпрома» и в офисах ряда крупных партнеров. В «Газпроме» не исключают, что если Еврокомиссия возбудит антимонопольное расследование и придет к выводу, что нарушения имеют место, российский концерн может лишиться ряда контрактов или будет вынужден изменить их условия, в том числе ценовые.
Кроме того, «Газпрому» грозит штраф в размере 10% от годового оборота группы «Газпром». К примеру, в 2010 году оборот составлял 3,6 трлн руб. (около 90 млрд евро). Об этом расскажет в одном из своих докладов Александр Медведев, он также предложит для обсуждения меры, намеченные для противодействия административным барьерам, которые препятствуют развитию бизнеса концерна в Европе. Второй его доклад будет посвящен предложениям менеджмента по расширению доли присутствия компании на мировых рынках газа, электроэнергии и газохимии.
Ничего революционного менеджмент «Газпрома» не изобрел. Для увеличения присутствия на газовом рынке концерн собирается достроить «Северный поток» и реализовать проект «Южный поток», организовать поставки трубопроводного газа в Китай в 2016–2017 годах и Южную Корею после 2017 года, нарастить долю сжиженного природного газа в экспортном портфеле за счет запуска Штокмановского проекта не позднее 2017 года, расширить мощности «Сахалина-2» при наличии ресурсной базы, возвести завод СПГ в районе Владивостока и участвовать в перспективных проектах по сжижению газа за рубежом.
Общий объем поставок по этим направлениям, включая «Северный поток», через десять лет исчисляется следующими цифрами — 200 млрд кубометров трубопроводного газа и 47,5 млн тонн СПГ. Напомним, что в прошлом году из России было экспортировано всего около 180 млрд кубометров газа и 10 млн т сжиженного природного газа. То есть «Газпром» намерен удвоить экспорт по трубе и в шесть раз увеличить сбыт СПГ. Кроме того, «Газпром» собирается заняться малотоннажным производством сжиженного и компримированного газа для снабжения конечных потребителей в Европе и Китае, не подключенных к газотранспортной инфраструктуре.
План насколько амбициозный, настолько же малореализуемый. С китайцами, которым предназначается треть новых поставок (68 млрд кубометров), переговоры без заметного прогресса идут уже более пяти лет. Предложения Москвы Пекин, очевидно, не устраивают. Очередной объявленный дедлайн — подписать контракт в конце 2011 года — был сорван. Китайцы предпочли договориться с Туркменией об увеличении закупок на 25 млрд кубометров. А вчера было объявлено, что они заключили соглашение об импорте в течение 20 лет 7,6 млн т СПГ с австралийского проекта APLNG.
С Южной Кореей начались коммерческие переговоры о поставках транзитом через КНДР. Но приверженность Пхеньяна газовым договоренностям, которых прошлым летом достиг ныне покойный вождь Ким Чен Ир, пока официально не подтверждена. Да и вообще политические риски столь высоки, что непонятно, как гарантировать бесперебойность поставок, которую требует от «Газпрома» Сеул. Предложения российской стороны по этому поводу, по информации «МН», ставят под сомнение коммерческую привлекательность таких поставок.
Расширение проекта «Сахалин-2» неизбежно наталкивается на проблемы с ресурсной базой, так как «Газпрому» нужно загружать построенный газопровод с Сахалина в Приморский край. Кроме того, могут возникнуть проблемы с внесением изменений в соглашение о разделе продукции, на основе которого реализуется проект «Сахалин-2». Принятие инвестиционного решения по первой фазе Штокмана «Газпром», Total и Statoil в очередной раз отложили, и нет никаких гарантий, что консорциум не развалится и реализует проект в обозначенные сроки.
С проектами по расширению поставок в Европу проблем не меньше. К примеру, к газопроводу OPAL, который «Газпром» построил вместе с немецкими партнерами для подачи газа из «Северного потока» в европейскую трубопроводную сеть, Еврокомиссия предъявила особые требования.
Чтобы добиться для себя исключения из правил о свободном доступе независимых компаний в OPAL, «Газпром» должен ежегодно продавать на аукционе 3 млрд кубометров из объемов, которые поступают в этот газопровод (около 9%).
А «Южный поток» вообще подвергается дискриминации со стороны европейских регуляторов.
У «Газпрома» есть три главные проблемы на европейском рынке газа, считает менеджмент концерна. Это «третий энергетический пакет», ужесточение антимонопольной политики и приоритет проектов, направленных на доставку газа из Каспийского региона в Европу в обход России. Вместе с тем, Энергетическая хартия, из которой Москва вышла осенью 2009 года, могла бы стать одним из инструментов защиты газпромовских инвестиций в странах ЕС, поскольку ее положения будут действовать еще 20 лет, и они обязывают участников не ухудшать условия работы инвесторов.
«Третий энергетический пакет» максимально затрудняет владение газотранспортной инфраструктурой в Европе компаниям, добывающим и продающим газ. «Газпром» рискует лишиться прав собственности или управления газопроводами в Германии, Польше, странах Балтии и Великобритании. Кроме того, он не может строить и контролировать новые трубы без специальных разрешений от национального регулятора и Еврокомиссии. Это, в частности, касается сухопутных участков «Южного потока» в Болгарии, Венгрии и Словении. При этом ЕК не имеет никаких четких правил согласования ходатайств и может отменить или изменить положительное решение национального органа власти.
Проблемы, связанные с принудительным обеспечением конкуренции в ЕС, представляют теперь не меньшую опасность. Александр Медведев отмечает, что ранее в Брюсселе осторожно относились к «внешним контрактам» между экспортерами газа и европейскими. «Теперь же Еврокомиссия заняла гораздо более агрессивную позицию», — говорится в докладе зампреда правления «Газпрома».
Напомним, что в сентябре 2011 года офицеры ЕК провели масштабную спецоперацию в десяти странах Евросоюза, в течение нескольких дней они обыскивали офисы «дочек» «Газпрома» и его партнеров, допрашивали топ-менеджеров, осуществляли выемки документов на бумажных и цифровых носителях. Как отмечает Медведев, речь идет о «значительном количестве коммерчески чувствительной информации».
«Газпром» считает, что противодействовать этим ограничениям без помощи государства он не может и предлагает активнее работать с Еврокомиссией и особенно с отдельными дружественными странами ЕС на межправительственном уровне. Впрочем, пока эта тактика не приносит желаемого результата.
Как стало известно «МН», сегодня на первом в 2012 году очном заседании совета директоров «Газпрома» зампред правления по внешнеэкономической деятельности Александр Медведев даст оценку беспрецедентным обыскам, которые Еврокомиссия провела в сентябре прошлого года в европейских «дочках» «Газпрома» и в офисах ряда крупных партнеров. В «Газпроме» не исключают, что если Еврокомиссия возбудит...



