Сайт будет разбит на несколько рубрик, посвященных разным общественным проблемам: здравоохранению, детским садам и школам, вопросам ЖКХ, плохим дорогам, нелегальным свалкам и казино, работе почты и т.д. Пользователи электронной жалобной книги смогут прикладывать к своим письмам фото- и видеоматериалы. Остальные посетители сайта будут иметь возможность поддержать уведомление, повысив тем самым его рейтинг.
Кроме того, на портале будет выкладываться статистическая информация по регионам России, которая позволит посетителям сайта и сотрудникам госструктур оценить работу чиновников, а также определить самые актуальные проблемы в разных уголках страны.
Рассмотрение жалоб и решение возникших проблем остается на совести инстанций, ответственных за указанные в уведомлениях сферы. Министерство связи и массовых коммуникаций каждые три месяца будет готовить отчет для правительства о самых проблематичных областях общественной жизни, об устранении нарушений, выявленных в результате обработки поступившей на сайт информации.
Дмитрий Таралов, координатор РосЖКХ
— По опыту неплохого сайта dom.mos.ru могу сказать, что конкуренцию нам и другим общественным проектам по контролю за деятельностью чиновников государственные порталы составить пока не могут. Причина для меня загадочна и неведома.
У dom.mos.ru количество жалоб — 100-200 в неделю, в то время как у РосЖКХ только по Москве их порядка 700-800 в неделю. У нас c госинициативами всегда так получается: идея хорошая, а вот с исполнением проблемы.
Возможно, люди не доверяют государственным проектам и предпочитают идти к гражданским активистам. Или просто не знают о существовании госпорталов, хотя рекламы вроде предостаточно. Быть может, работают эти сайты не очень хорошо и удобно. Не знаю, что ждет новый федеральный сайт, но, возможно, судьба у него будет такая же, как у других государственных «собратьев».
Федор Езеев, координатор «Росямы»
— Я, безусловно, отношусь к этой инициативе положительно. Любое движение власти в сторону упрощения двусторонних отношений между госструктурами и гражданами — это однозначно плюс. По поводу эффективности будущего сайта говорить пока рано.
В любом случае общественные проблемы настолько широки, что чем больше людей будет заниматься их решением, тем лучше. Тут речь не должна идти о какой-то конкуренции между общественными сайтами и госпорталами. Важнее сотрудничество в данном вопросе. Что касается нас, то за два года работы сайта «Росяма» к нам поступило около 40 тыс. жалоб.
Анна Ведута, пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией
— У меня отношение к государственным порталам достаточно скептическое. Посмотрим, как будет работать этот сайт. У нашего государства периодически бывают очень хорошие начинания вроде сайтов «Госуслуги» и «Российская общественная инициатива», но на практике пользоваться этими порталами сложно и неудобно.
Проблемы иногда возникают даже на этапе регистрации. Создается впечатление, что они специально делаются таким образом, чтобы плохо и неэффективно работать. В результате выходит, что какой бы благой ни была инициатива, исполнение настолько отвратительное, что люди разочаровываются и уходят с этих сайтов на более действенные аналоги вроде РосЖКХ.
Татьяна Порет, пресс-секретарь «Московского центра «Открытое правительство»
— У нас не столько электронные книги жалоб, сколько сайты обратной связи между жителями города и чиновниками. Портала пока три: «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». Писем поступает очень много.
Больше всего на портал «Наш город», потому что он самый старый и официально работает с 17 октября 2011 года. Здесь уже порядка 2 млн посещений. Всего на сайте 21 проблемная тема. Он посвящен благоустройству и текущему содержанию дворов, проблемам несанкционированный торговли, свалок и казино, недостатка лекарств в поликлиниках, плохому и долгому обслуживанию в больницах и т.д. Есть сезонные темы, вроде плохой уборки снега зимой или недостатка песка в песочницах на детских площадках летом.
Вторым по популярности идет портал «Дороги Москвы», он был запущен в декабре 2011 года, но потом какое-то время не работал и открылся повторно в обновленном варианте в октябре 2012 года. С этого момента общее количество посетителей достигло 710 тыс., зарегистрированных пользователей порядка 33 тыс. Из 40 тыс. жалоб, поступивших на «Дороги Москвы», 32 тыс. уже решены.
Сайт «Дома Москвы» самый новый и потому наименее популярный. Он появился 22 октября прошлого года и активно развивается сейчас. На всех трех сайтах действует правило: человек, написавший жалобное письмо, получает ответ в течение восьми рабочих дней. И практически в 90% случаев эти ответы представляют собой отчеты чиновников об уже решенных проблемах.
Важная опция на порталах так называемый Народный контроль. Это возможность подтвердить или опровергнуть информацию о решении проблемы самими пользователями сайта и жителями столицы. Грубо говоря, если на портале говорится, что проблема устранена, а человек с этим не согласен, он может воспользоваться специальной кнопкой и пожаловаться повторно. Если опровержение поступило дважды, жалоба направляется на рассмотрение в контрольный орган и решается в кротчайшие сроки. Если же все хорошо, то пользователь может подтвердить, что проблема устранена.