Не паниковать!
По словам специалиста отдела расследований инцидентов информационной безопасности компании Group-IB Максима Суханова, если вы заметили, что с вашего счета в системе интернет-банкинга пропали деньги, постарайтесь сохранить спокойствие и немедленно свяжитесь с банком. Уведомите его службу безопасности о ситуации. Далее следуйте инструкциям банка. Заметим, что каждый банк руководствуется собственными внутренними положениями.
Затем придите в ближайшее отделение банка и напишите заявление о спорной операции, в котором подробно опишите все известные вам обстоятельства инцидента. Этот документ передадут в службу безопасности, которая проведет внутреннее расследование. Вас могут попросить предоставить данные с компьютера, на котором вы работали с интернет-банкингом, для исследования. Ваши данные окажут неоценимую помощь в уголовном преследовании злоумышленников, т.к. по ним можно восстановить следовую картину мошенничества и экземпляры использованных вредоносных программ.
Также целесообразно самому обратиться с заявлением о преступлении в полицию по месту жительства. Помните, что у вас обязаны принять заявление и проверить изложенные в нем сведения в срок до 30 суток. При получении заявления вам должны выдать талон-уведомление. Заявление о преступлении оформляется с учетом требований ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса РФ и передается в орган МВД России для регистрации и последующей проверки.
Практика показывает, что банки чаще идут навстречу клиентам — физическим лицам и возвращают суммы, но в целом это остается на усмотрение банка.
Девять правил антивзлома
Есть несколько правил, которые позволят существенно снизить риск хищения денежных средств с банковского счета.
Проверь себя
На следующие вопросы вам скорее всего придется ответить, чтобы расследование проходило быстрее:
Когда и как вы обнаружили передачу несанкционированных (мошеннических) платежных поручений?
Замечали ли вы какие-нибудь необычные события при работе с компьютером непосредственно до инцидента (беспричинные движения курсора мыши, ввод текста, запуск программ)?
Поступали ли вам звонки от лиц, представившихся работниками банка, непосредственно до инцидента?
Как часто производится обновление программного обеспечения, установленного на компьютере?
Какие антивирусные программы установлены на компьютере?
Производилось ли антивирусное сканирование компьютера после обнаружения инцидента?