Еще год назад руководитель «живого журнала» в России Илья Дронов объявил, что компания в 2012 году планирует выделить 300 тыс. долл. «на поддержку и продвижение интересных, но малоизвестных дневников». Эти деньги будут обращены в 30 млн «условных единиц» (жетонов), которые распределят в виде грантов между блогерами, чьи журналы признают самыми интересными. В конце августа эта система была запущена.
Получив жетоны, блогер может потратить их исключительно на продвижение своего журнала. Например, на оформление, платные сервисы, подарки пользователям. Это не окончательный список, рассказал «МН» Дронов. Еще эти «условные единицы» можно потратить на платное продвижение какой-нибудь записи. «Кто размещает запись, тот определяет ее бюджет, — отметил Дронов. — Например, 1 тыс. долл.».
Эта тысяча долларов распределится между блогерами, которые сделают перепост платной записи. Чем больше «социальный капитал» блогера, тем больше денег он получит за такой перепост. «У меня, например, социальный капитал 1150, — пояснил Дронов. — Соответственно я получу 115 долл., если сделаю перепост записи».
Социальный капитал — это оценка влиятельности блогера. Она зависит не только от числа «френдов» в ленте, но и от статуса этих «френдов». «Если ваш «френд» только вчера зарегистрировался и никому не известен, то это прибавит мало капитала. А если вас «зафрендит» Антон Носик, капитала прибавится прилично», — рассказал Дронов.
Отвечать за распределение грантов в каждом регионе будет специальный человек, так называемый посол ЖЖ. Поиском таких людей занимается директор по маркетингу ЖЖ в России Олег Брамин. Он ездит по регионам и посещает мероприятия, которые местные власти и бизнес организуют для «думающих людей». Там он знакомится с блогерами. «Только не подумайте про «Селигер», — сразу оговорился Дронов. — Эти мероприятия не имеют никакого политического окраса: нам все равно, будут это «нашисты», «оранжисты» или еще кто».
Одновременно в регионах ищут спонсоров, иногда посол и спонсор выступают в одном лице. Например, в Липецкой области посол ЖЖ чиновник местной администрации. «Мы максимально стараемся не платить за это сами, привлекаем туда партнеров, это взаимовыгодное сотрудничество», — рассказал Дронов.
Спонсоры финансируют также встречи блогеров, на которых послы ЖЖ устраивают для них мастер-классы. На мастер-классах послы рассказывают, что такое ЖЖ, зачем он нужен, как правильно общаться с аудиторией, как реагировать на троллинг, когда лучше писать посты, писать длинные или короткие, сопровождать ли их фотографиями, и многое другое.
То, что послами ЖЖ и грантодателями становятся местные чиновники, руководство ЖЖ не смущает. Медиадиректор компании SUP (владелец русского ЖЖ) Антон Носик уверяет, что цель этой инициативы чисто коммерческая: расширить аудиторию отдельных журналов, дать известность тем, кто имеет потенциал. «Злоупотребления возможны, но пока таких данных нет», — заключил Носик.
Гранты будут расходоваться исключительно на раскрутку блога, «зарплат» блогерам не обещают. «Но когда они раскрутятся, то смогут зарабатывать на жизнь, продавая рекламу в своем дневнике», — предположил Дронов.
Интернет-эксперт Иван Засурский отметил, что в последнее время политика ЖЖ резко изменилась: там появилась цензура. Недавно был удален пост группы Femen, в котором призывалось «валить кресты». В результате группа Femen ушла из ЖЖ.